Строительство в Москве – одно из важнейших направлений развития мегаполиса. Москвичи получают новые жизненные пространства, места работы, транспортные связи. В Зеленограде также реализуется ряд инвестиционных проектов.
Об этом наше интервью с Андреем Бочкаревым – заместителем мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства.
– В период пандемии в рекордные сроки был возведён медицинский комплекс в Вороновском. Какие организационные и технологические решения позволили справиться с этой сложнейшей задачей?
– При строительстве Московского клинического центра инфекционных болезней в Вороновском мы реализовали два ключевых принципа. Первый – запараллелили все производственные процессы, уплотнили график работ за счет двойных смен, постоянно контролировали и регулировали все в ручном режиме, чтобы не допустить потери времени. Второй – обеспечили сверхконцентрацию ресурсов: на объекте было задействовано более 1,5 тыс. единиц техники, свыше десятка заводов по производству стройматериалов, 350 различных организаций и компаний. На объекте работало 11 тыс. человек ежедневно. Если бы работало, к примеру, по 600 человек в день, мы бы строили больницу 2 года;
– За счет самоотверженности всех участников процесса, за счёт передовых технологий управления грандиозный проект был реализован всего за 37 дней. Это настоящий подвиг!
– В Москве высокими темпами строятся новые линии и станции метро. Какие уникальные технологические решения помогают строить быстро и качественно?
– Безусловно, строительство метро – сложнейший технологический процесс. Чтобы строить быстро, качественно, минимизировать различные риски, оптимизировать рабочие процессы, конечно же, применяются уникальные технологии. Многие, кстати, успешно опробованы при сооружении БКЛ – самого протяженного в мире метрокольца, введенное на год ранее запланированного срока:
- для увязки инженерных систем при строительстве станций «Терехово», «Кунцевская» и «Давыдково» впервые применили BIM-технологии;
- на станциях «Кленовый бульвар», «Нагатинский Затон», «Печатники» и «Текстильщики» и трех притоннельных сооружений применили технологию трехмерного моделирования (единая 3d-модель содержала в себе также атрибутивную информацию для каждого ее элемента. QR-коды для быстрого доступа к информационной модели находились в помещениях, в которых располагались наиболее важные инженерные системы станций);
- для проходки тоннелей между «Рижской» и «Сокольниками» использовали уникальный вертикальный конвейер (несвойственной формы котлована для метростроения – круглой). Спроектировали, собрали и смонтировали его непосредственно на месте за 9 месяцев. Применение конвейерной ленты позволило автоматизировать выдачу грунта до 600 тонн в сутки и значительно ускорить проходку перегонных тоннелей;
- для проходки между «Текстильщиками» и «Печатниками» прибегли к неординарному спуску в котлован 10-метрового щита. Его головную часть опустили в монтажно-щитовую камеру в собранном виде с помощью портальной системы, способной приподнимать груз весом до 1200 тонн и перемещаться вместе с ним по рельсошпальной решетке до монтажно-щитовой камеры. Такая технология позволила сократить сроки монтажа щита на месяц;
- на части перегонов, проходящих под крупными водоемами, сооружали преимущественно двухпутные тоннели, т.к. система вентиляции (за счет большего диаметра) позволяет обойтись без притоннельных сооружений. В частности, не требуется устраивать вентиляционные шахты, строительство которых невозможно выполнить под реками. Это ускоряет и облегчает строительный процесс.
Применяем и другие технологии.
– Не испытывает ли строительная отрасль Москвы дефицита специалистов? Работников каких профессий не хватает, и как решаются проблемы кадрового голода?
– Дефицит трудовых ресурсов в строительной отрасли носит системный характер. В связи с этапностью и сезонностью строительных работ, а также работой под конкретные проекты, когда компании осуществляют набор и высвобождение персонала, основываясь на текущей потребности в кадрах.
Сегодня на бюджетных стройках столицы есть потребность в 7-8 тыс. строителей различных специальностей. Её мы стараемся закрывать в основном за счет привлечения работников из регионов Российской Федерации.
Наибольший дефицит отмечается среди инженеров производственно-технических отделов, инженеров-сметчиков, геодезистов, прорабов и квалифицированных мастеров общестроительных работ. Растет и востребованность специалистов по BIM-технологиям, ведь создание информационной модели объекта в скором времени станет обязательным для всех, кто получает средства из государственного бюджета.
Разработаны и внедряются соответствующие программы обучения в РГСУ, колледжах строительного профиля. Усовершенствуем систему подготовки и переподготовки строителей среднего управленческого персонала, инженеров.
Повышаем производительность труда, механизируя многие процессы, что позволяет сократить количество рабочей силы на стройках, ведь за счет внедрения различных технологических решений можно задействовать втрое меньше людей, но платить им при этом больше. К слову, вопросам повышения зарплат уделяем самое серьезное внимание. Как результат – с мая прошлого года по май текущего средняя зарплата по отрасли в Москве увеличилась на 8,1% и составила более 94 тыс. рублей – это на 18,9% больше средней зарплаты в сфере строительства по России.
– Как решаются вопросы импортозамещения?
– Программа импортозамещения развернута у нас ещё с 2014 года, и сегодня на 95% отрасль от импорта не зависит. Практически все стройматериалы российского производства, а отделочные отечественные материалы успешно конкурируют с импортными.
Потребности в части транспорта, техники и оборудования полностью обеспечивают российские и белорусские производители. Замещены отечественными аналогами монтажные и демонтажные стенды, диагностические и измерительные комплексы контроля различных параметров узлов и агрегатов, ранее завозимые из стран ЕС.
Регулярно поставляются российские вентиляционное оборудование, лифты, силовые кабели с термостойкой изоляцией, чугунные тюбинги для метро, эскалаторы, водонепроницаемая высокопрочная обделка для тоннелей и многое другое.
Внедряем и российские программные продукты для проектирования и организации среды общих данных.
Все вопросы, связанные с отдельными видами импортозависимой продукции, оперативно решаются, все строительные объекты вводятся в эксплуатацию своевременно.
– Каких принципов градостроительного развития столицы в целом придерживаются сегодня в Москве? Какая роль отводится транспортной инфраструктуре?
Стратегию полицентрического развития мегаполиса с упором на комплексное освоение территорий мэр Москвы С.С. Собянин определил более 12 лет назад, и она не менялась: есть основные точки роста и комплексного развития в «старых» границах города – промзоны, земли, прилегающие к Москве-реке и Яузе, к МЦК, а также Новая Москва. Эти территории являются главным градостроительным резервом развития мегаполиса на годы вперед.
Основной тренд – сбалансированное развитие районов на основе концепции «города для людей», города шаговой доступности. Поэтому рядом с жильем одновременно (а зачастую и опережающими темпами) строится социальная инфраструктура и недвижимость для создания рабочих мест. В районы комплексной застройки подводится удобный общественный транспорт, формируется современная улично-дорожная сеть.
Транспортной инфраструктуре отводится ведущая роль. Наша задача – сформировать единую транспортную систему, где все взаимоувязано: метро, железная дорога, крупные дорожные магистрали. Без этого «город шаговой доступности» не построить. Для многомиллионного мегаполиса такая система – жизненная необходимость. Поэтому строительство метро, МЦД, удобных автодорожных магистралей, дорог-связок, искусственных сооружений по-прежнему в приоритете.
По темпам и объемам строительства транспортной инфраструктуры Москва сегодня входит в тройку мировых лидеров. Сеть метро выросла более чем в 1,5 раза, на 20% увеличилась протяженность УДС. Реконструированы основные вылетные магистрали и развязки на МКАД, пассажиры пользуются МЦК, БКЛ, МЦД-1 и МЦД-2. В этом году откроется МСД, МЦД-3 и МЦД-4. Город перестал быть мировым лидером по пробкам, москвичи заметно экономят время в поездках, да и поездки стали комфортнее. Словом, проведена колоссальная работа. Будем ее продолжать.
– Существуют ли планы по соединению двух радиусов «жёлтой» ветки метро – Калининского и Солнцевского?
– Соединение двух радиусов КСЛ в центре Москвы даст огромный эффект для развития и связности городских территорий. Но проект сложнейший и реализовать его не так-то просто. Строительство в историческом центре – это очевидные неудобства для жителей, для самих строителей – трудности с переносом и модернизацией инженерных коммуникаций, со строительством тоннелей на большой глубине. Чтобы решить эти проблемы, потребуется филигранная работа специалистов, необходимо все тщательно продумать, учесть все нюансы. Но уверен, что эту работу мы осилим;
– К рассмотрению данного проекта вернемся после завершения уже начатых проектов по строительству новых линий и станций, заложенных в АИП.
– Какие проекты в Зеленограде за последние годы Вы назвали бы самыми интересными и значимыми?
– В Зеленограде одновременно реализуется несколько значимых для округа проектов. Это и строительство уникальных объектов образования и спорта, и транспортных сооружений. Один из ключевых – реконструкция платформы Крюково – конечной станции будущего МЦД-3, запустить который мы планируем уже в этом году. Там возведены первые 2 пассажирские платформы, возводится надземный вестибюль со стороны ул.Ленина и 3-я платформа. Фактически это будет крупный ТПУ с пересадкой на пригородные электрички, поезда высокоскоростной ж/д магистрали Москва-Санкт-Петербург и наземный транспорт. Реализация проекта повысит транспортную доступность и привлекательность железной дороги для зеленоградцев, комфорт пассажиров, позволит разгрузить Ленинградское шоссе и прилегающую УДС от транзитных потоков, улучшить пешеходную доступность платформы Крюково.
По-настоящему выдающимся и важнейшим для Зеленограда является и застройка площадки ОЭЗ «Технополис Москва» «Алабушево», где в прошлом году уже сдали в эксплуатацию цех вторичной упаковки лекарств НПП «Генериум-некст», производственные корпуса фармацевтической компании «Велфарм-М» и изготовителя изделий для практической термометрии «Термико».
В течение двух лет общая производственная площадь площадок ОЭЗ («Алабушево», «Микрон», «МИЭТ» и «Ангстрем») вырастет более чем на 200 тыс. кв. м за счет строительства новых производств. И больше всего вырастет площадка «Алабушево»: только в этом году там планируется ввести 9 новых и реконструированных объектов, где разместятся производители лекарств, медизделий, сим-карт, электродвигателей, телекоммуникационного оборудования. На этих предприятиях будет создано более тысячи рабочих мест.
– Каков прогноз увеличения численности населения и рабочих мест Зеленоградского административного округа с учётом текущего и перспективного строительства жилья и развития новых производств?
– Исходя из трендов территориального развития округа, включая строительство нового жилья, а также экономического потенциала Зеленограда, количество населения до 2040 года вырастет на 10%, а рабочих мест – на 25%. Таким образом, жители получат больше возможностей найти работу в пешеходной доступности от дома, и в Зеленограде будет создана комфортная и удобная городская среда.
Алена Юрченко, фото предоставлено пресс-службой А.Бочкарева
- Ещё больше материалов и фотографий на: https://t.me/zelenogradinfo
- БЕCПЛАТНАЯ доска объявлений: https://зеленоград-инфо.рф/ads
- Группа VK: https://vk.com/zelekinfo