Новости Зеленограда, инфопортал Зеленоград ИНФО
Четверг, 11 Августа, 2022 год
Главная » Общество » В Зеленограде » Современный город глазами студентов

Современный город глазами студентов

Теория – это хорошо, но практические умения нужны в любом деле. Отличным вариантом получения реального опыта и новых кейсов в портфолио становятся студенческие конкурсы. Один из таких, «Современный город глазами студентов», в 2021 году объединил учащихся из пяти ведущих вузов России для разработки проекта благоустройства набережной Москвы-реки. О результатах и перспективах конкурса нам рассказала Олеся Буцерова, организатор конкурса и доцент кафедры инженерной графики и дизайна МИЭТ.

Современный город глазами студентов

Олеся Буцерова

– Олеся Викторовна, расскажите подробнее о конкурсе «Современный город глазами студен­тов». Для кого он и какие возможности открывает? 

– «Современный город глазами студентов» – это меж­вузовский конкурс студенческих проектов развития го­родской среды. Проект стал результатом сотрудничества ведущих российских университетов: МИЭТ, КГТУ, МГУ имени М.В. Ломоносова, РУДН, РГУ им. А.Н. Косыгина и Ассоциации «Гильдия ландшафтных инженеров». Впервые мероприятие прошло осенью прошлого года, объединив в четыре команды 28 участников, получаю­щих различные специальности: инженер, ландшафтный дизайнер, архитектор, гидротехник, графический дизай­нер, эколог и экономист. Каждой команде предстояло разработать свой проект реконструкции набережной Москвы-реки в районе Строгино. 

Конкурс рассчитан на студентов старших курсов и магистров, безусловно мотивированных, с хорошей успеваемостью, имеющих портфолио. Последнее важ­но для отборочного этапа, поскольку не всегда есть возможность оценить навыки с помощью тестового задания. Взамен ребята получают бесценный опыт общения со студентами смежных направлений из других вузов и реальную возможность продемонстрировать свои знания и умения в решении прикладных задач в рамках междисциплинарного коллектива. Для даль­нейшей профессиональной деятельности очень важны связи между специалистами в своей и смежных обла­стях. В будущем архитектор, например, может стать заказчиком для графического дизайнера, инженер, возможно, будет полезен ландшафтному дизайнеру и т.д. Поэтому мы стремились дать всем возможность по-максимуму интегрироваться в работу над сложным многоступенчатым проектом. 

Современный город глазами студентов

Проект группы «Бета»

– На какие этапы делится конкурс? 

– Начинается всё с отборочного испытания: это может быть как тестовое задание, так и оценка портфолио. Также важную роль играют ответственные преподаватели-ку­раторы от каждого вуза, перед которыми стоит задача по выявлению талантливых студентов и помощь им в вы­движении на конкурс. Потому что иногда и по портфолио невозможно корректно оценить возможности учащегося. 

Далее уже сформированные команды приступают к исследовательскому этапу. В ходе него нужно собрать всю необходимую информацию о территории, проана­лизировать результаты уже имеющихся исследований и проектов по теме, изучить аналогичный зарубежный опыт, определить перечень наилучших доступных технологий. Тема прошедшего конкурса – проект реконструкции и развития набережной Москвы-реки в районе Строгино. Это сложный объект, вокруг него давно ведутся споры между заинтересованными сторонами: городской администрацией, архитекторами, экологами и местными жителями. В 2020 году уже проводился международный конкурс на проект на­бережной Строгино, в результате которого был сформирован обширный проектный и исследовательский материал. Но было интересно взглянуть на проблему именно глазами студентов. Участники изучали как общедоступную информацию, так и проводили самостоятельный анализ территории с применением дистанционных технологий и полевых исследований.

Итогом исследовательской работы стали отчёты каждой из команд, на основе которых ребята полу­чили от кураторов обратную связь, критику и советы по направлениям дальнейшей работы. На основе собранных данных команды приступили к проект­ному этапу, где нужно было «на бумаге» изложить свои идеи по улучшению пространства, разработать мастер-план территории и наглядно представить результаты проделанной работы в соответствии с от­ведённой ролью в команде. Этот этап сопровождался поддержкой экспертов в виде серии образовательных онлайн-лекций по темам: территориальный брен­динг, устойчивое развитие городских территорий, основы организации проектной деятельности. Пре­зентация проектов состоялась в формате защиты с онлайн-трансляцией: с комментариями, критикой, иногда с возмущением и восхищением. В результате были определены победители и призёры, а также обладатели спецприза – к сожалению, одна из команд дошла до финала всего лишь с двумя участниками, но всё же проект получился хороший, и члены жюри посчитали необходимым вознаградить их усилия.

Современный город глазами студентов

Проект группы «Гамма»

– Будет ли изменяться состав профессий участ­ников проекта в будущем? 

– Да, это вполне возможно. Всё зависит от реали­зуемого проекта. Так, IT-специалисты могут вместе с дизайнерами разрабатывать объекты современного искусства или виртуальные копии территории, почему нет? Часто необходимо использование специфического ПО, например, для прогнозирования затоплений тер­ритории, расчёта инсоляции, ветровых нагрузок. Но это уже работа для инженера-эколога с компетенциями в области программирования. 

– Каким должен быть развитый современный город с точки зрения дизайнера? 

– Современный город должен быть гуманным, ориентированным на человека, его интересы и по­требности. Он должен быть безопасным как с информа­ционной точки зрения, так и с физической. Городская среда должна быть доступна людям независимо от пола, возраста, национальности, физических возможностей. Город должен помогать людям реализовывать свой потенциал. Из такого города не захочется сбежать в другой населённый пункт или страну. 

Конкурс «Современный город глазами студентов» ставит своей задачей формирование у ребят патриотического отношения к среде – всё в их руках. Объеди­нившись, они могут реализовывать большие проекты по обновлению городского пространства, которым сами же и будут пользоваться. Несмотря на то, что в любой стране и в любом городе есть свои проблемы, они решаемы силами хорошо образованных специалистов. 

Современный город глазами студентов

Конкурсная работа стала основой для выпускной квалификационной работы Аделины Уржановой, Д-41

– В чём заключается работа дизайнера при об­лагораживании городского пространства? 

– В создании бренда территории и её визуальной идентичности, которой зачастую нет. Ну парк и парк – «ноунейм» – без названия, без логотипа, без узнаваемого образа. Не все территории могут похвастаться наличи­ем значимой общеизвестной достопримечательности. Но любой территории можно придать идентичность: возможно, там будет проходить какой-то ежегодный музыкальный фестиваль, или фотовыставка, или будет размещён объект искусства. С точки зрения проектиро­вания сценария использования пространства – это всё работа дизайнера. 

Второй аспект – создание визуальной коммуни­кации с посетителем, которая позволит пришедшим людям не чувствовать себя потерянными, не зна­ющими, где вход/выход, кафе или точки проката самокатов. Создание графических элементов, в том числе в цифровом пространстве, для эффективной навигации – тоже часть работы дизайнера. Ещё одна интересная и развивающаяся тема – интеграция ин­формационных технологий и дизайна – создание виртуальных копий городских пространств и объектов дополненной реальности в среде – кстати, отличная идея для следующего конкурса.

Глеб Гвайта

Материал опубликован в номере № 204 от 25 Июля 2022.

Источник

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*

© 2022 Зеленоград ИНФО – ещё ближе к городу. Все права защищены.

08:45 11 Августа
 Чт, 2022
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru