Завершился процесс обновления подвижного состава на всех четырёх Московских центральных диаметрах (МЦД). Торжественная церемония, посвящённая этому событию, собрала представителей властей, в том числе мэра Москвы Сергея Собянина.
«Большое событие в транспортной отрасли — заканчиваем сегодня обновление всего подвижного состава на Московских центральных диаметрах. Поставлено 4,5 тысячи современных вагонов — это гигантская программа, которая подошла к завершению. Важность Московских центральных диаметров в том, что они перевозят большую часть пассажиров пригородного сообщения в целом в стране. Это 1,6 миллиона ежедневно жителей Москвы, Подмосковья и других близлежащих регионов», — подчеркнул мэр.
Собянин отметил, что МЦД — одно из наиболее динамично развивающихся направлений: с момента открытия количество пассажиров практически удвоилось. Введение новых поездов позволило не только увеличить число мест, но и значительно повысить комфорт перевозок.
«Спасибо хотел сказать Президенту Российской Федерации, который держит на контроле данный проект, оказывает всемерную поддержку, Правительству Российской Федерации, “Российским железным дорогам”, Центральной пригородной компании и технологическому партнеру — “Трансмашхолдингу”, который обеспечил строительство большинства этих современных поездов, создал по сути дела еще одно направление транспортного машиностроения. Теперь у России есть свои прекрасные поезда», — добавил Сергей Собянин.
Обновление МЦД стартовало еще в 2019 году, перед открытием первых двух диаметров, и заняло шесть лет. Полный перечень поездов для МЦД-1 и МЦД-2 был обновлён уже в 2020 году, а на МЦД-3 и МЦД-4 переоснащение завершилось в сентябре 2025-го.
Всего с 2014 года в рамках программы поставлено 398 современных составов, среди которых: 77 — для МЦД-1, 87 — для МЦД-2, 122 — для МЦД-3, и 112 — для МЦД-4. В их числе различные модификации поездов «Иволга», двухэтажных «Штадлер», «Ласточка» и серии ЭП2Д.
По показателям обновления подвижного состава Центральный транспортный узел (ЦТУ) занимает лидирующую позицию в мире. Средний возраст оснащения снизился с 23 лет до 4,5 лет, что кардинально улучшило качество обслуживания. Новые поезда обладают климат-контролем и системами очистки воздуха, визуальной навигацией и мультимедийными экранами, а также эргономичными сиденьями с USB-разъемами. За счёт продуманной конструкции движение стало более плавным, а уровень шума в салонах уменьшился на 35%.
Вместимость современных вагонов увеличена в полтора раза, что позволило нарастить число пассажирских мест с 5,4 до 7,8 миллионов в сутки. Это особенно важно в периоды пиковых нагрузок — пассажиры отмечают больше пространства и удобств.
Главной моделью среди новых поездов ЦТУ считается «Иволга». Сегодня парк Москвы насчитывает свыше 100 таких составов различных версий, треть из которых — «Иволга 4.0». К ее отличительным чертам относятся: третья дверь в промежуточных вагонах, которая ускоряет посадку и высадку, увеличение ширины дверей на 15%, расширенный на 45% проход, позволяющий комфортно перемещаться даже в часы пик, а также повышенная вместимость — плюс около 100 пассажиров благодаря дополнительным накопительным площадкам. Внешний облик стал более строгим, фронтальная часть — темнее и лаконичнее, интерьер — обновлён с использованием оттенков ежевичного и мятного цветов. Кнопки открытия дверей расположены удобно — по обеим сторонам каждой двери.
Обновление парка МЦД значительно способствовало росту популярности этих маршрутов, на которых ежедневно перевозится до 1,6 миллиона человек. При этом количество внутригородских поездок увеличилось почти втрое — до 500 тысяч в сутки. Реакция пассажиров и эффект от введения новых составов превзошли все первоначальные прогнозы.
«Поставка новых поездов для Центрального транспортного узла сыграла ключевую роль и в развитии и модернизации отечественного транспортного машиностроения», — отметил Сергей Собянин на своем канале.
Отметим, что именно Правительство Москвы за последние годы формирует до 75% заказов в сфере транспортного машиностроения, приобретая новые вагоны метро и пригородные электропоезда.
В производстве передовых электропоездов «Иволга» и ЭП2Д задействованы свыше 600 предприятий и порядка 75 тысяч специалистов по всей России.
Перспективы развития
Центральный транспортный узел охватывает 11 субъектов Российской Федерации, включая Москву, Московскую область и прилегающие регионы. Здесь проживает около 31 миллиона человек, и именно эта зона обеспечивает почти 75 % всех пригородных железнодорожных перевозок страны — более 2 миллионов пассажиров ежедневно. Поэтому замена и обновление подвижного состава ЦТУ играет ключевую роль в повышении комфорта и качества железнодорожного обслуживания.
С июня 2025 года на Ярославском направлении Московской железной дороги началась модернизация парка подвижного состава. В настоящее время пассажирам доступны уже четыре составa «Иволга 4.0» последнего поколения.
В планах до 2030 года поставить по Ярославскому направлению 92 состава — свыше тысячи вагонов. Это позволит полностью обновить парк поездов, снизив средний возраст подвижного состава более чем в пять раз — примерно до трёх лет, а также увеличить вместимость и комфорт на самом загруженном направлении.
Следующим этапом станет модернизация поездов по Павелецкому направлению МЖД и на других маршрутах, соединяющих Москву с соседними областями.
«До 2035 года закупим около 100 составов для железнодорожных маршрутов, связывающих Москву с Владимирской, Ивановской, Калужской, Тульской и другими близлежащими областями. Таким образом, внедрим новые стандарты комфорта перевозки пассажиров на всем Центральном транспортном узле, а это почти 75 процентов всех пригородных перевозок в России», — сообщил Сергей Собянин.
МЦК и МЦД: статистика пассажиропотока
Московские центральные диаметры и Московское центральное кольцо (МЦК) прочно вошли в транспортную инфраструктуру столичного региона.
В этом году отмечается девятилетие открытия МЦК. На 31 станции наземного кольца пассажиры получают услуги на уровне современных городских вокзалов, удобно оборудованных и адаптированных для маломобильных групп населения.
По маршрутам курсируют комфортабельные «Ласточки», оснащённые системами кондиционирования, мультимедийными экранами и санитарными узлами. В сутки по МЦК осуществляется до 640 тысяч поездок.
С момента запуска по МЦК совершено свыше 1,2 миллиарда перевозок. Интервал между поездами удалось сократить вдвое — до четырёх минут в часы пик. Вместе с «РЖД» ведутся переговоры по дальнейшему снижению интервалов.
В ноябре текущего года исполнится шесть лет с начала работы двух первых Московских центральных диаметров.
МЦД-1 и МЦД-2 совершили революцию в восприятии железнодорожного транспорта, превратив его из сезонного вида транспорта в полноценный городской. В настоящее время по первым двум диаметрам совершается свыше 750 тысяч поездок ежедневно, а пассажиропоток вырос на 80 %.
Два года назад запущены МЦД-3 и МЦД-4. Сегодня МЦД-3 — самый востребованный диаметр — обслуживает до 490 тысяч пассажиров в сутки, а пассажирский поток с момента пуска увеличился в 1,8 раза. На стыке Октябрьского и Казанского направлений построен новый городской вокзал Митьково.
Самым длинным является МЦД-4, протяжённостью 86 километров. Он лидирует и по количеству московских городских вокзалов — их здесь 25. За период эксплуатации число поездок на этом диаметре выросло на 82 %, составляя до 328 тысяч ежедневно.
Продолжается активное развитие интеграции МЦД-4 с другими линиями транспорта, возводятся новые станции. Так, вокзал «Беговая» свяжет МЦД-4 с МЦД-1, «Серп и Молот» объединит МЦД-4 и МЦД-2, а вокзал «Москва-Сити» обеспечит удобные пересадки между МЦД-1, МЦД-4 и МЦК.
На сегодняшний день сеть из четырёх МЦД охватывает 303 километра и включает 137 станций, в числе которых 52 московских городских вокзала. С момента открытия здесь выполнено более 1,4 миллиарда поездок. Интервалы движения составляют от 5 до 7 минут в период максимальной загрузки.
Ежедневное пассажирское число достигает порядка 1,6 миллиона поездок (по МЦД-1 — 325 тысяч, МЦД-2 — 431 тысяча, МЦД-3 — 490 тысяч, МЦД-4 — 328 тысяч), что на 60 % превышает показатели 2018 года, до запуска диаметров. К 2030 году ожидается рост до 1,8 миллиона поездок в будний день.
Фото: mos.ru
- Ещё больше материалов и фотографий на: https://t.me/zelenogradinfo
- БЕCПЛАТНАЯ доска объявлений: https://зеленоград-инфо.рф/ads
- Группа VK: https://vk.com/zelekinfo


