Новости Зеленограда, инфопортал Зеленоград ИНФО
Четверг, 4 Сентября, 2025 год
Главная » Общество » В Зеленограде » Сергей Собянин запустил первый в России беспилотный трамвай с пассажирами

Сергей Собянин запустил первый в России беспилотный трамвай с пассажирами

Сергей Собянин запустил первый в России беспилотный трамвай с пассажирами

Сергей Собянин принял участие в запуске первого в России беспилотного трамвая, который будет обслуживать маршрут № 10 «Метро “Щукинская”» — «Улица Кулакова» на северо-западе Москвы.

Кроме того, были введены в эксплуатацию два беспилотных трамвая-лаборатории, предназначенные для тестирования новых версий программного обеспечения и обучения искусственного интеллекта.

«В Москве сосредоточены передовые технологии в сфере беспилотного транспорта. Этим занимаются такие компании, как “Яндекс”, Сбер и другие. В столице создан федеральный центр беспилотного авиационного транспорта и авиационных систем. Ведущие университеты Москвы также активно развивают беспилотные технологии. Благодаря этому в 2023 году был основан собственный центр беспилотного транспорта, которому поставили задачу разработать конкретные технологии для городского транспорта и маршрутов. За два года проект был реализован и протестирован. Сегодня мы запускаем реальное беспилотное движение. Первый трамвай уже на линии, до конца года их будет три, а в следующем — 15», — подчеркнул Мэр Москвы.

С мая 2024 года беспилотный трамвай прошёл в тестовом режиме свыше восьми тысяч километров, не нарушая правил дорожного движения.

До конца 2025 года планируется оснастить беспилотными системами ещё три трамвая, которые после завершения испытаний начнут регулярные рейсы по маршруту № 10. К концу 2026 года в автономном режиме будут работать 15 трамваев Краснопресненского депо.

В перспективе, к 2030 году, беспилотные технологии внедрят в более чем 300 московских трамваев — это около двух третей всего парка. К 2035 году около 90 % трамваев столицы будут работать в автономном режиме, что обеспечит высокую надёжность и точность графика движения.

Развитие беспилотного транспорта в Москве реализуется в рамках утверждённой Сергеем Собяниным стратегии развития транспорта до 2030 года.

В 2023 году московский Центр исследований и разработок беспилотного транспорта приступил к практической реализации задачи организации движения беспилотных трамваев, поставленной мэром.

Для испытаний и последующего регулярного движения был выбран маршрут № 10, который ежедневно обслуживает более 4,5 тысячи пассажиров на шести современных российских трамваях.

Запуск первого в стране полностью автономного трамвая прошёл в три этапа, включавших многочисленные тесты.

Первый этап стартовал в мае 2024 года: в ночное время проводились испытания без пассажиров с водителем и системой дублирования, где водитель сохранял контроль над конечными решениями.

После успешной подготовки программного обеспечения и трамвая к следующему этапу, начались тестовые поездки с пассажирами. Это стало возможным благодаря введению Правительством России экспериментального правового режима (ЭПР) для беспилотного транспорта, подготовленного Минэкономразвития по инициативе Москвы. Столица стала первым городом, применившим ЭПР для запуска полностью автономного транспорта.

На втором этапе трамвай выходил на маршрут как с пассажирами, так и без них. Система управления брала на себя функции принятия решений, а водитель контролировал работу и страховал действия ИИ.

По специальному графику трамвай курсировал по городу, а в салоне на большом экране отображались ключевые показатели работы систем, демонстрируя, как машина воспринимает окружающую среду через систему машинного зрения.

По итогам второго этапа было принято решение о запуске регулярного движения беспилотного трамвая с пассажирами, стартовавшем 3 сентября 2025 года.

Первый в России автономный трамвай самостоятельно выполняет остановки, открывает и закрывает двери, соблюдает сигналы светофоров, пропускает пешеходов, корректно проезжает перекрёстки, переключает стрелки и строго придерживается расписания. Система устроена так, что исключает столкновения с другими транспортными средствами.

В салоне или кабине присутствует сотрудник трамвайного управления, который наблюдает за движением и контролирует оплату проезда. 

Пассажиры не заметят разницы по сравнению с поездкой в трамвае с водителем — обеспечен привычный уровень комфорта и безопасности. В случае внештатных ситуаций сотрудник может открыть или закрыть двери и решить другие вопросы, но не вмешивается в управление, которое полностью автономно благодаря искусственному интеллекту и специализированному ПО.

Наличие сотрудника в кабине — обязательное требование федерального законодательства. Правительство Москвы ведёт переговоры с Минтрансом о внесении изменений, позволяющих оператору находиться в кабине без прав на управление трамваем.

Программное обеспечение для беспилотного трамвая разработано специалистами Московского метрополитена без привлечения сторонних компаний. Оно использует искусственный интеллект для управления в условиях мегаполиса.

«Умная технология, созданная городом, — уникальна. Она работает точнее и стабильнее зарубежных аналогов. Ее уже отметили престижными международными премиями», — отметил Сергей Собянин в своём канале.

Инновационные решения, применённые при запуске первого в России беспилотного трамвая, получили признание на национальном и международном уровнях, включая премии Reforum Awards («Инновация года»), «Компания будущего — 2024» («Digital-трансформация»), «Магистраль Awards» («Лучший проект года»), CDO/CDTO Awards 2025 («Цифровой регион»), Digital Leaders Award 2025 («Цифровой лидер года»), «Приоритет: цифра — 2025» («Искусственный интеллект») и «Экотех-лидер — 2025» («Перспектива»).

Благодаря сотрудничеству с Банком России, столичный беспилотный трамвай стал первым транспортным средством в стране, застрахованным через смарт-контракт с расчётами в цифровых рублях.

Цифровая валюта обеспечивает надёжность, высокую скорость платежей и безопасность благодаря полной прозрачности финансовых операций. Для страховой защиты пассажиру достаточно оплатить проезд любым удобным способом и приложить карту к валидатору при входе.

Принципы работы беспилотного трамвая базируются на сложных интеллектуальных системах, обеспечивающих надёжность, комфорт и точность расписания.

Ключевые компоненты технологии:

— высокоточная карта маршрута, состоящая из лидарной части для определения положения трамвая и векторной карты с дорожными элементами: путями, остановками, дорогами, светофорами, пешеходными переходами и стрелочными переводами;

— сенсорная система, включающая камеры, радары, лидары, а также инерциальную измерительную и навигационную систему;

— датчики и вычислительные системы анализируют дорожную обстановку в реальном времени и прогнозируют действия других участников движения. Лидары обеспечивают обзор на 360 градусов, видят объекты на расстоянии до 200 метров с точностью до двух сантиметров. Радары помогают ориентироваться в плохую погоду и определять скорость других транспортных средств. Камеры распознают объекты — пешеходы, автомобили, животные, светофоры;

— система локализации, которая непрерывно определяет местоположение трамвая и корректирует маршрут, не завися от спутниковых сигналов ГЛОНАСС;

— система компьютерного зрения, обрабатывающая данные с сенсоров классическими и нейросетевыми методами;

— технология V2X (Vehicle-to-Everything), позволяющая получать информацию о текущих сигналах светофоров и взаимодействовать с другими участниками дорожного движения и инфраструктурой;

— система планирования движения, которая на основе данных всех систем принимает решения о проезде участков маршрута, выборе скорости и формировании плавной траектории. При обнаружении препятствий корректирует маршрут. Нейросеть за 30–40 метров определяет положение стрелочного перевода и автоматически переключает стрелки;

— система предотвращения проскальзывания колес, разработанная Московским метрополитеном для работы в сложных погодных условиях, включая гололёд. Она аналогична автомобильным антиблокировочной системе и системе курсовой устойчивости, обеспечивая сохранение управляемости и устойчивости.

Таким образом, внедрение беспилотных трамваев в Москве — это комплексный проект, основанный на передовых технологиях и инновациях, направленных на повышение безопасности, комфорта и эффективности городского транспорта.

Следующий этап — запуск беспилотного метро  
По инициативе Сергея Собянина в декабре 2025 года стартует первый этап опытной эксплуатации первого в России беспилотного метро. Тестирование системы управления поездом серии «Москва» будет проходить в ночное время на Большой кольцевой линии без пассажиров.  

В ходе испытаний проверят работу систем автоматического обнаружения падений на пути, машинного зрения, взаимодействия с диспетчерским центром и других технологий. В дальнейшем планируется автоматизация составления расписания движения поездов.  

«Ожидается, что к концу 2026 года будет готов рабочий образец поезда, способный полностью функционировать в беспилотном режиме с пассажирами и выдерживать интервалы движения московского метро — 90 секунд в часы пик. Это станет лучшей в мире системой беспилотного управления поездами», — отмечают специалисты.  

Развитие трамвайной инфраструктуры Москвы  
Общая протяжённость трамвайных путей в столице достигает около 430 километров, из которых 82 % расположены на выделенных путях, отделённых от автомобильного движения.  

Если в 2010 году доля новых трамваев составляла всего 4 %, то сегодня парк обновлён на 97 %. Средний возраст подвижного состава не превышает шести лет, что является лучшим показателем не только в России, но и среди крупнейших мегаполисов мира.  

В Москве функционирует 35 трамвайных маршрутов, ежедневно обслуживающих около 750 тысяч пассажиров. По сравнению с 2023 годом пассажиропоток вырос на 20 %. Среди наиболее востребованных маршрутов — № 17 «Медведково» — «Останкино» (более 52 тысяч поездок), № 6 «Братцево» — «Метро “Сокол”» (38 тысяч) и № 12 «Восточное Измайлово» — «Дубровка» (свыше 33 тысяч).  

В 2024 году была введена в эксплуатацию новая двухпутная линия на улице Сергия Радонежского длиной более 860 метров, что позволило запустить маршрут № 2 «3-я Владимирская улица» — «Курский вокзал» с интервалом движения 10 минут. Благодаря этому около 700 тысяч жителей ЮВАО, ВАО и ЦАО получили более удобные и быстрые варианты передвижения, включая свыше 300 тысяч жителей восточных районов — Лефортова, Соколиной Горы и Перова, которые теперь имеют прямое транспортное сообщение с Курским вокзалом.  

В апреле 2025 года после капитальной реконструкции возобновило работу трамвайное депо имени П.Л. Апакова на улице Шаболовке — старейшее предприятие электротранспорта Москвы, действующее с 1909 года. Обновлённое депо стало современным и оснащённым для обслуживания трамваев нового поколения. Вместимость составляет 77 вагонов, включая односекционные и трёхсекционные модели.  

В планах — расширение трамвайной сети с открытием новой линии на проспекте Академика Сахарова от Комсомольской площади до Чистопрудного бульвара, а также восстановление маршрута на Трифоновской улице до Рижской площади. Эти проекты позволят создать дополнительные маршруты и повысить привлекательность трамвая как вида транспорта.  

В 2025–2026 годах в столичный парк поступит ещё 100 современных односекционных трамваев нового поколения, которые будут размещены в депо имени П.Л. Апакова. Это завершит обновление подвижного состава. Новые вагоны оборудуют низкопольными платформами, системами климат-контроля, мультимедийными экранами и зарядными устройствами для мобильных гаджетов. Кроме того, трамваи получат систему автономного хода, позволяющую проезжать не менее четырёх километров без контактной сети, а также будут подготовлены к беспилотному управлению.  

«Сергей Собянин поручил провести модернизацию всех трамвайных депо. До 2030 года планируется реконструировать оставшиеся четыре депо и переоборудовать бывший 7-й троллейбусный парк на Нагатинской улице в новое трамвайное депо «Нагатинское». В итоге все семь депо Москвы будут соответствовать современным стандартам обслуживания вагонов последнего поколения», — сообщили в мэрии.

Фото: mos.ru

Источник

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*

© 2025 Зеленоград ИНФО – ещё ближе к городу. Все права защищены.

10:23 4 Сентября
 Чт, 2025
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru