Сергей Собянин торжественно открыл в Москве первую в России трамвайную линию, функционирующую без контактной сети, расположенную на проспекте Академика Сахарова. Одновременно с этим он принял участие в запуске нового маршрута № 90, который соединяет станцию метро «Сокольники» и Павелецкий вокзал. На данном направлении начали работу односекционные трамваи последнего поколения «Львенок-Москва» с автономным ходом.
«Сегодня хорошее событие в мире трамвайного сообщения: построена новая ветка прямо по проспекту Сахарова, в центре города. Сама по себе она, может быть, и небольшая, два километра, но очень важная. Почему очень важная? С помощью этой линии удалось соединить Павелецкий вокзал с площадью трех вокзалов. В дальнейшем, до конца 2025 года, будет запущен один диаметральный маршрут — 27 километров. И в 2026 году еще один диаметральный маршрут — 30 километров. То есть в Москве появляются диаметральные маршруты, которые проходят через центр города», — подчеркнул Мэр.
Новая магистраль длиной 2,1 километра стала первым в истории столичного трамвайного движения участком, где пути прокладывались без контактной сети электропитания. Для реализации проекта был разработан специальный тип трамваев с системой автономного хода, что особенно актуально в условиях отсутствия рядом тяговых подстанций. На маршруте теперь курсируют односекционные «Львенок-Москва», а к концу года планируется внедрить и более вместительные трёхсекционные трамваи с аналогичной технологией, которые позволят комфортно передвигаться через центр города без ограничений.
До строительства этой линии проспект Академика Сахарова и улица Маши Порываевой оставались немногими крупными транспортными артериями столицы без маршрутов общественного транспорта. Ранее жителей округа вынуждала необходимость лишних пеших переходов длиной до 10–12 минут от ближайших станций метро и МЦД либо же использование личного транспорта и такси. Новый маршрут № 90, протяженностью около девяти километров, соединяет ключевые точки городского рельсового каркаса, включая четыре железнодорожных вокзала — Ярославский, Ленинградский, Казанский и Павелецкий — а также около 20 станций метро различных веток и Московских центральных диаметров.
«Львенок-Москва» преодолевает два километра на проспекте Академика Сахарова в автономном режиме, не используя контактную сеть, пополняя заряд аккумуляторов на других участках пути. Интервал между трамваями на этом маршруте составляет примерно пять минут, что обеспечивает высокую частоту обслуживания.
Запуск нового маршрута значительно повысил удобство и скорость передвижения для порядка 300 тысяч жителей столицы, включая студентов и сотрудников предприятий, расположенных в прилегающих районах. Особенно это актуально для 40 тысяч работников разнообразных административных, финансовых и бизнес-структур, сосредоточенных в районе проспекта Сахарова — туда входят такие организации, как Аналитический центр при Правительстве РФ, Арбитражный суд Московской области, Минсельхоз, Федеральная антимонопольная служба, Альфа-банк и другие.
Помимо транспортных новшеств, в рамках реконструкции была обновлена улично-дорожная инфраструктура соседних территорий — работы проведены на территории 15 улиц и переулков, включая Каланчевскую, Малую Лубянку, Большую Спасскую и другие. Здесь расширили тротуары, уложили новый асфальт, нанесли дорожную разметку. Для улучшения уличного освещения установили свыше 300 новых энергоэффективных светильников, а также созданы удобства для пешеходов и пассажиров: скамейки, урны, велопарковки и навигационные указатели. Осенью на благоустроенных улицах появятся около 200 крупных деревьев и шесть зеленых островков-рокариев.
Для повышения комфорта пользователей общественного транспорта оборудовали 20 современных остановочных павильонов, из которых 13 — новые, и создали 18 приподнятых посадочных платформ. Также специалисты обновили шесть светофорных объектов. Движение автомобилей на проспекте организовано по три полосы в каждом направлении, что позволяет поддерживать бесперебойность транспорта.
«На маршрут № 90 выйдут порядка 20 трамваев “Львенок-Москва” с автономным ходом. Интервал движения — примерно пять минут. По проспекту Академика Сахарова они будут проезжать два километра без подключения к контактной сети — накопление энергии происходит на других участках маршрута. Благодаря "Львятам" до конца 2026 года полностью завершим обновление парка московских трамваев», — отметил Сергей Собянин.
Запас автономного хода таких трамваев превышает четыре километра. При въезде на участок без контактной сети водитель опускает пантограф — этот процесс занимает минимальное время и осуществляется во время остановок, не влияя на продолжительность поездки.
В итоге новая трамвайная линия и маршрут № 90 обеспечивают более удобное, быстрое и комфортное движение в городе. Например, время пути от учебного корпуса Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» до площади трёх вокзалов сократилось с 25 до 17 минут, а от станции «Новокузнецкая» до площади трёх вокзалов — с 26 до 19 минут. Такие сокращения времени особенно ценны для пассажиров, которые теперь могут избежать подземных переходов и пересадок. Прогнозируется, что ежедневно по маршруту будет совершаться около 25 тысяч поездок.
Таким образом, в Москве сделал важный шаг в развитии современного городского транспорта — создание новых качественных трамвайных потоков, развивающих транспортную сеть и повышающих комфорт жителей и гостей столицы.
В вагонах новых трамваев предусмотрено 41 посадочное место, при этом общая вместимость превышает 110 пассажиров. Для повышения комфорта предусмотрены климатические системы, кнопочное управление дверьми, мультимедийные дисплеи и зарядные порты для мобильных устройств. Все трамваи оснащены низким уровнем пола и адаптированы для лиц с ограниченной мобильностью, а также для пассажиров с детскими колясками, велосипедами и большим багажом.
Применение технологии автономного вождения на новых маршрутах позволит уменьшить количество сбоев, связанных с поломками инфраструктуры, и обеспечит точное соблюдение расписания. В долгосрочной перспективе это приведёт к значительной экономии средств на обслуживание и ремонт сети, в том числе благодаря долговечным аккумуляторам в трамваях последнего поколения. Кроме того, линии без контактной сети способствуют улучшению визуальной привлекательности городских пространств.
Одной из ключевых задач развития транспортной системы столицы стало формирование Московских трамвайных диаметров — новых маршрутов, которые проходят через центр города и соединяют удалённые районы. В период 2025–2026 годов планируется запуск двух таких линий общей протяжённостью около 60 километров, объединяющих 19 районов города.
Первый этап предполагает строительство линии на проспекте Академика Сахарова и улице Маши Порываевой, который стал основой для дальнейшего развития трамвайных диаметров. На втором этапе, запланированном к завершению до конца 2025 года, появится диаметр Т1 протяжённостью 27 километров — от метро «Университет» до Метрогородка, созданный за счёт объединения маршрутов № 39 и 13. Третий этап предусматривает запуск диаметра Т2 весной 2026 года — 33 километра пути от станции метро «Чертановская» до «Новогиреева», на базе маршрутов № 3 и 37.
Прогнозируется, что ежедневно данными маршрутами будут пользоваться порядка 180 тысяч пассажиров. Интервал между трамваями составит 5 минут, а в местах пересечения на проспекте Академика Сахарова и улице Маши Порываевой — около 3 минут, что станет рекордно низким показателем среди мегаполисов мира для подобных маршрутов.
При движении через Садовое кольцо режим работы светофоров останется без изменений — трамваи будут проезжать перекрёстки в текущие фазы, не создавая дополнительных заторов для автомобилистов.
Реализация Московских трамвайных диаметров значительно повысит удобство и сократит время поездок для свыше двух миллионов жителей районов ЮЗАО, ЮАО, ВАО и ЦАО — время в пути снизится в 1,5–2 раза.
На сегодняшний день протяжённость трамвайных путей в Москве достигает приблизительно 430 километров, из которых около 82 % находятся на отдельном полотне, отделённом от автомобильных дорог.
Если в 2010 году новый подвижной состав составлял всего 4 %, то сейчас прогресс в развитии трамвайной системы заметен невооружённым взглядом, что подтвердил мэр Москвы Сергей Собянин в ходе поездки по свежему маршруту.
«Вы помните, после пандемии пассажиропоток упал в два раза практически, до 300 с чем-то тысяч. Сегодня он не только восстановился, он стал значительно больше допандемийного уровня и постоянно растет. Открываем новые трамвайные линии, запускаем новые трамваи, обновляем сами трамваи — здесь уже все современные практически на 95 процентов. В следующем году мы полностью закончим обновление подвижного состава, чтобы все трамваи были маленькие, чистые, современные», — отметил Сергей Собянин.
Средний возраст трамвайного парка в столице не превышает шести лет, что является лучшим показателем не только в России, но и в мировых мегаполисах. В городе действуют 36 маршрутов, включая недавно открытый № 90, на которых ежедневно выполняется около 790 тысяч поездок. Этот показатель увеличился почти на 40 % в сравнении с 2023 годом. Самыми востребованными считаются маршруты № 17 «Медведково» — «Останкино» (более 52 тысяч поездок), № 6 «Братцево» — «Метро “Сокол”» (38 тысяч поездок) и № 12 «Восточное Измайлово» — «Дубровка» (свыше 33 тысяч поездок). К 2030 году ожидается, что число пассажиров Московских трамвайных диаметров достигнет 1,2 миллиона в сутки, что превысит предусмотренные стратегические показатели.
С 2010 года средняя скорость трамваев выросла на 30 % и теперь составляет 16 километров в час. Это произошло благодаря масштабной модернизации инфраструктуры, обновлению маршрутной сети и подвижного состава, а также отделению путей от автомобильного движения и внедрению удобных приподнятых посадочных платформ.
В 2024 году была введена в эксплуатацию двухпутная трамвайная линия протяжённостью более 860 метров на улице Сергия Радонежского, что позволило запустить новый маршрут № 2 «3-я Владимирская улица» — «Курский вокзал» с интервалом движения 10 минут. Благодаря этому улучшились транспортные связи для около 700 тысяч жителей Юго-Восточного, Восточного и Центрального административных округов, в том числе более 300 тысяч жителей районов Лефортово, Соколиная Гора и Перово получили прямое сообщение с Курским вокзалом.
В апреле 2024 года после капитальной реконструкции открылось обновлённое трамвайное депо имени П.Л. Апакова на улице Шаболовке — старейшее предприятие столичного электротранспорта, действующее с 1909 года. Сейчас депо оснащено современными технологиями и способно обслуживать трамваи нового поколения с вместимостью до 77 вагонов разных конфигураций, включая односекционные и трёхсекционные модели.
В сентябре того же года была запущена новая линия протяжённостью 2,1 километра на проспекте Академика Сахарова — от Комсомольской площади до Чистопрудного бульвара, а также маршрут № 90 от станции метро «Сокольники» до Павелецкого вокзала.
В ближайшие годы планируется дальнейшее развитие трамвайной сети Москвы, включая восстановление линии на Трифоновской улице до Рижской площади (планируется завершить к концу 2025 года) и продление маршрутов на шоссе Энтузиастов в район Ивановское, а также по улице Академика Королёва — до телецентра и станции Московского центрального диаметра «Останкино». Новые участки позволят запустить дополнительные маршруты, что повысит востребованность трамваев в транспортной системе города.
В целях повышения комфорта и безопасности пассажиров остановочные пункты оборудуют приподнятыми посадочными платформами, расположенными на одном уровне с дверями трамвая. Эти платформы оснащены пандусами и защитными ограждениями, отделяющими ожидание от проезжей части. В Москве уже установлено свыше 430 таких платформ, и до конца 2026 года планируется дополнительно обустроить ещё около 150.
В период 2025–2026 годов в парк московского электротранспорта поступят 100 современных односекционных трамваев нового поколения, которые будут базироваться в депо им. П.Л. Апакова. Новые вагоны оснащены низкопольной конструкцией, системами климат-контроля, мультимедийными экранами, а также USB-разъёмами для зарядки мобильных устройств. Кроме того, они оборудованы системой автономного хода, что позволит им преодолевать участки длиной до четырёх километров без контактной линии.
Мэр Москвы Сергей Собянин инициировал программу модернизации депо: до 2030 года планируется обновить четыре существующих объекта и перепрофилировать бывший 7-й троллейбусный парк на Нагатинской улице в новое трамвайное депо «Нагатинское». После реализации этих проектов все семь столичных депо будут соответствовать современным требованиям для обслуживания трамваев последнего поколения.
Запуск в России первого полностью беспилотного трамвая стал значимым этапом развития столичного транспорта. В 2023 году московский Центр исследований и разработок беспилотного транспорта начал практическую работу по внедрению данной технологии. Для испытаний был выбран маршрут № 10, активно эксплуатируемый жителями района Строгино, где ежедневно выполняется более 4,5 тысячи рейсов на современных российских трамваях.
По словам заместителя мэра по транспорту и промышленности Максима Ликсутова, беспилотные трамваи функционируют на маршруте по восемь часов в день и уже перевезли порядка 2,5 тысячи пассажиров. Текущая программа предусматривает создание ещё трёх подобных машин, что делает проект уникальным по масштабу.
Соответственно российскому законодательству внедрение беспилотного трамвая проходило в три этапа с проведением обширных испытаний. Первый этап стартовал в мае 2024 года: в ночное время трамвай без пассажиров тестировали с водителем и системой дублирования решений, один из которых всегда находится под контролем человека. Это позволило подготовиться ко второму этапу — поездкам с пассажирами.
Второй этап стал возможен после установления Правительством России экспериментального правового режима для беспилотного транспорта, инициированного Москвой и оформленного Минэкономразвития РФ. В рамках него беспилотный трамвай курсировал с пассажирами и без, при этом водитель выполнял страхующую функцию, а система управления самостоятельно принимала решения. В салоне транслировалась информация о работе технологий машинного зрения. Итоги второго этапа позволили приступить к третьему — регулярной эксплуатации автоматического трамвая с пассажирами, начавшейся 3 сентября 2025 года.
С момента запуска трамвай ежедневно выполняет стандартные восьмичасовые смены. За шесть дней он совершил 106 рейсов и перевез свыше трёх тысяч пассажиров.
«Первый в России беспилотный трамвай самостоятельно делает остановки, открывает и закрывает двери, следует сигналам светофоров, пропускает пешеходов, определяет, как преодолевать перекрёстки, переключает стрелки и соблюдает расписание движения. Система работает так, что трамвай никогда не столкнется с впереди идущим транспортом», — отмечается в сообщениях.
При этом в салоне или кабине присутствует сотрудник для визуального наблюдения и решения иных вопросов, не связанных с управлением. Он контролирует оплату проезда и способен вмешаться в случае внештатных ситуаций, однако управление транспортом остаётся полностью автоматическим. Это является требованием федерального законодательства. В настоящее время Москва ведёт переговоры с Минтрансом о возможности присутствия в кабине оператора без прав на управление.
Разработка программного обеспечения была выполнена силами специалистов Московского метрополитена без привлечения сторонних компаний. Данная технология принадлежит Правительству Москвы и превосходит по точности и стабильности зарубежные аналоги, эффективно применяя искусственный интеллект для безопасного движения в условиях мегаполиса.
Инновации, внедрённые при создании первого в России беспилотного трамвая, получили признание на национальном и международном уровне. Среди наград — Reforum Awards («Инновация года»), «Компания будущего — 2024» («Digital-трансформация»), «Магистраль Awards» («Лучший проект года»), CDO/CDTO Awards 2025 («Цифровой регион»), Digital Leaders Award 2025 («Цифровой лидер года»), «Приоритет: цифра — 2025» («Искусственный интеллект») и «Экотех-лидер — 2025» («Перспектива»).
Кроме того, благодаря сотрудничеству с Банком России столичный беспилотный трамвай стал первым транспортным средством в стране, застрахованным с применением смарт-контракта и расчетами в цифровых рублях. Такая цифровая валюта обеспечивает высокую скорость и безопасность платежей при полной прозрачности финансовых операций.
Страховой защитой покрываются и поездки пассажиров — для её активации достаточно оплатить проезд любым удобным способом и приложить карту к валидатору при входе в салон.
Фото: mos.ru
- Ещё больше материалов и фотографий на: https://t.me/zelenogradinfo
- БЕCПЛАТНАЯ доска объявлений: https://зеленоград-инфо.рф/ads
- Группа VK: https://vk.com/zelekinfo