Новости Зеленограда, инфопортал Зеленоград ИНФО
Воскресенье, 13 Июля, 2025 год
Главная » Общество » В Зеленограде » Павел Курочкин – об экзаменах, вызовах и миссии «Ведогонь-театра»

Павел Курочкин – об экзаменах, вызовах и миссии «Ведогонь-театра»

 

В зеленоградском «Ведогонь-театре» подходит к концу 26-й сезон. О том, каким был постюбилейный театральный год, как много «экзаменов» было сдано и что у коллектива в планах, порталу «Театрал» рассказал художественный руководитель «Ведогонь-театра» Павел Курочкин.

– Павел Викторович, после 25-го юбилейного сезона следующий может показаться более простым, спокойным, ровным? Все-таки четверть века отметили, можно и передохнуть, войти, так сказать, в стабильную колею…

–  Я бы так не сказал. Напротив, 26-й сезон был очень ответственным. После празднования юбилея, 25-летия, мы в театре договорились, что весь наработанный опыт берем с собой и двигаемся дальше. Это была своеобразная проверочная работа, которая позволила понять наши сильные стороны и наметить новые ступени нашего развития.

– И какие события, по-вашему, стали ключевыми в определении этих ступеней?

– Для меня лично есть несколько точек в сезоне, которые очень важны и этот сезон определяют. Одна из них – конечно, спектакль «Звездопад» по повести Виктора Астафьева. Это наша первая работа в 26-м сезоне, и она действительно стала очень значимой для коллектива. Во-первых, потому что это выдающийся русский писатель. Писатель со сложной судьбой, с противоречивым мировоззрением. И прикоснуться к миру этого автора, к его произведениям, к его литературе – очень важно и ответственно. Это вызов, невероятно интересная и сложная творческая задача.

Во-вторых, сама тема Великой Отечественной войны – серьёзная, глубокая, очень важная, особенно сейчас, в год 80-летия Победы. Говорить о ней хочется так, чтобы не было фальшиво-пафосно, чтобы наше высказывание не оказалось на уровне каких-то банальных клише, лозунгов и избитых образов. Довольно сложная, на самом деле, задача для создателей спектакля: поскольку тема уже давно представлена и в театре, и в литературе.

Но обращаться к ней и искать отклик у зрителя необходимо. И, прежде всего, у зрителя молодого. Наше поколение выросло на рассказах о Великой Отечественной войне: она присутствовала в образовании, в литературе, в обществе очень активно, потому что было много еще живых свидетелей тех событий. Это были знакомые нам люди, они были совсем рядом. Папа моей однокурсницы, например, воевал. Но для людей молодых события 20 века – это что-то очень далекое. И как они почувствуют, воспримут, откликнутся, увидев наш спектакль? Сложность творческой задачи диктовала всем нам, создателям спектакля, очень кропотливый способ работы.

– В чем это выражалось?

– Актёры, занятые в постановке, в основном достаточно молодые люди, и для того, чтобы быть достоверными и убедительными в своих ролях, им необходимо было погрузиться в эту эпоху, прочувствовать её, понять людей того, уже далёкого времени, мотивы их поступков. Так что «Звездопад» был для нас серьёзным испытанием, в какой-то степени экзаменом: насколько глубоко и убедительно мы можем работать с такой хорошей, но сложной литературой. По моим внутренним ощущениям, мы его сдали! Спектакль состоялся, сейчас идет с большим успехом. Но внутренняя работа актёров внутри спектакля продолжается.

Надо сказать, что все артисты, занятые в «Звездопаде», воодушевились этой темой и подключились к тем предложениям творческим, которые были сделаны мной, художником и другими создателями спектакля. А если труппа заряжена – это очень ценно! И молодые, совсем юные главные герои этого спектакля, и люди постарше – все были увлечены этой работой. Атмосфера, которая царила на сцене во время репетиций, об этом говорила. Притом актерам надо было решать довольно сложные и технические, и творческие задачи. И я рад, что многие участники спектакля с этими задачами справились! Премьера «Звездопада» состоялась в ноябре и задала главную тему этого сезона. И то, как творческий коллектив к этой теме отнесся, во многом определило качество спектакля, его глубину и его выразительность для зрителя.
– А как реагируют зрители на такой непростой спектакль?

– Судя по отзывам, они воспринимают эту историю, как актуальную для них сегодняшних. На этом спектакле зритель подключается к эпохе, к судьбам героев и считывает многие-многие тонкие, но важные вещи и смыслы. Большая часть из них лежит не на поверхности, не на уровне сюжета, а ассоциативно соприкасается с сегодняшним днём, с нынешней жизнью людей. Мы, кстати, попробовали играть «Звездопад» целевым образом для полного зала старшеклассников и очень волновались, как он будет воспринят. Мы же знаем, что такое полный зал школьников…Но наша тревога была напрасной. Они очень внимательно смотрели спектакль, слушали текст, следили за действием, реагировали.

Надо отметить работу главного художника театра Кирилла Данилова – сценографические решения, предложенные им в этой постановке очень выразительны, лаконичны, современны. Это тоже привлекает зрителя, особенно молодого. То, как выглядит сцена в этом спектакле, наглядно показывает, что театр с аудиторией ведёт разговор сегодняшним языком. Хотя мы и берём произведение, написанное в XX веке, ставшее уже, собственно, классикой русской литературы.

– Насколько я знаю, важную роль в спектакле играет музыка, точнее народное пение?

– И не только в спектакле. Тема совместного, ансамблевого пения была очень важна для нас на протяжении всего 26-го сезона. Когда-то с этого начинался «Ведогонь-театр». Мы много занимались русским фольклором, пели народные песни, изучали обычаи и обряды, пытались реконструировать крестьянский театр. И когда еще в прошлом сезоне начались репетиции «Звездопада», мы возобновили хоровые репетиции и стали много времени этому уделять.

Занятия народным пением очень много дали для репетиций нашего спектакля, помогали воссоздавать атмосферу той эпохи. Материал, подобранный нашей ведущей актрисой и хормейстером Натальей Табачковой – это фольклор XX века. Малоизвестные сейчас песни, которые звучали или могли звучать в то время, когда жили герои. Актёры разучивали и очень старые песни, и более поздние; часть из них вошла в спектакль, а часть стала темами для авторской музыки, которую создал композитор Андрей Гаврилов для этой постановки. Для меня это было очень важно, потому что произведения самого Астафьева наполнены музыкой – как авторскими, очень известными песнями, так и композициями переделанными, перепетыми, которые мы не знаем. Он и сам любил петь, да и вообще это было время, когда люди пели, и песня была частью образа жизни. Если праздник, то обязательно песня! Мы, наверное, никогда к этому не вернемся, к сожалению. У меня лично это вызывает какую-то невероятную ностальгию: я помню это время и вижу, как люди сейчас существуют в быту, – без песни, которая связывает и объединяет, и мне их, честно говоря, немного жаль. То, что люди сами себя лишили вот этого необыкновенного счастья – петь вместе – это, конечно, печально.

– После выпуска спектакля вы продолжили хоровые репетиции?

– Конечно. Работа над музыкальным материалом продолжалась в течение всего 26 сезона и в результате привела к созданию концертной программы, посвящённой 80-летию Победы в Великой Отечественной войне. Она была показана на Большой сцене 9 мая в рамках традиционных Майских встреч в «Ведогонь-театре», которые мы проводим уже четвертый год подряд.

В этот раз в основе программы были подлинные письма советских солдат, написанные с фронта своим родным и друзьям. Через эти тексты получилось пройти путь от 1941 до 1945 года. Зрители могли не только услышать эти письма, но и увидеть их. На экране возникали уникальные документы эпохи: обтрёпанные листы пожелтевшей бумаги, почерк солдат, их фотографии, а иногда и рисунки. Документальные тексты наших соотечественников, живших в то время, конечно, производят сильнейшее впечатление. Это уникальный литературный материал.

Письма и музыкальная основа, подготовленная Натальей Табачковой с актёрами театра, соединились в особую концертную программу, которая имела очень хороший отклик в зрительном зале и внутри коллектива. Эти письма и судьбы людей, которые за этими письмами открываются, не могут оставить равнодушным. И то, как весь театр (а в этой программе была занята вся труппа), артисты разного возраста, с разными представлениями о жизни, с разными творческими устремлениями, взглядами, объединились, соединились – это тоже очень важная вещь и важный результат.

– Еще один «экзамен»?

– Можно и так сказать. За время работы над программой мы все творчески выросли: освоили сложный музыкальный материал, причем у нас получился довольно крупный вокальный коллектив, небольшой хор, объединяющий большую часть труппы. А донести до зрителей документальные тексты – это тоже непростая творческая задача. Ведь мы не играли этих людей, но нам важно было, чтобы зритель эмоционально подключился к истории каждого человека. А это особая актерская техника. И то, что зритель откликнулся и горячо принял нашу работу – очень значимое событие этого сезона, которое, мне кажется, тоже было шагом вперед, ступенькой вверх.

– У театра есть еще один в каком-то смысле «документальный» проект – фестиваль «Театр+Наука»?

– У этой темы есть своя предыстория. Она берет начало в спектакле, который мы делали 7 лет назад к 60-летию города, где мы живем и работаем, самого зеленого административного округа Москвы – Зеленограда. Этот спектакль – «Белки, сосны, микросхемы», был задуман и создавался в уже далеком 2017 году. Работая над созданием пьесы вместе с драматургом, мы погрузились и в истоки создания Зеленограда, и в то, как работают и чем живут люди сегодня, сейчас, о чем они мечтают, о чем они думают, что они хотят. Мне кажется, эта работа помогла нам больше узнать и лучше понять наш город. Вот где мы впервые попытались посмотреть на него – на его историю, события, которые происходили в нем, на людей, которые живут и работают в этом городе – через призму театра. Это был наш первый, но очень важный разговор со зрителем о городе, в котором мы живем. И тогда я понял, что его нужно продолжать. Так что потом, когда мы уже готовились к открытию нашей большой сцены после ремонта, эта тема снова возникла. Но уже как фестиваль, как творческая лаборатория.

– Но почему темой стала именно наука? Кажется, что она совсем не близка театру…

– Мы живем в таком особом месте, городе, который создавался как центр микроэлектроники, совершенно новой в те годы отрасли промышленности. Со временем Зеленоград своего значения как научный центр не утратил. Напротив, в последнее время его наращивает: сегодня в городе работают более 50 крупных и средних промышленных предприятий и научно-исследовательских институтов, а также свыше 400 малых высокотехнологичных компаний. В их числе наши друзья – Особая экономическая зона «Технополис Москва», Научно-исследовательский институт «Московский институт электронной техники», Научно-исследовательский институт молекулярной электроники, Научно-исследовательский институт точного машиностроения, АО «Ангстрем». Здесь продолжаются научные исследования, растут молодые ученые, появляются новые направления в промышленности, в науке. Мы познакомились с этими предприятиями, с этими организациями – это все очень мощная, интересная, перспективная и динамично развивающаяся сфера. И, конечно, нам важно про это рассказывать. Поэтому в программе нашего фестиваля одно из самых главных событий – это режиссерская лаборатория, где на основе идей и разработок зеленоградских ученых создаются театральные эскизы.

– Такая популяризация современной отечественной науки, получается?

– Не просто отечественной, а буквально местной, развивающейся здесь, рядом с нами. В форме небольшого театрального представления мы пытаемся донести до зрителя научную идею, которую разработал тот или иной ученый, который живёт и работает в Зеленограде. Причем важно, что мы не ставили цели объяснить научную теорию или тонкости производственного процесса. Наша задача как театра – создать образ, который, познакомит наших зрителей с конкретным человеком – ученым, и с научной идеей, над которой он работает. Понятно, что сам автор этой идеи представляет, для чего может быть использована его разработка, но, когда научная тема становится основой театрального представления, благодаря фантазии создателей – художников, актеров, режиссеров – она сразу приобретает какое-то иное качество. Создаётся художественный образ. А образ – это очень сильная вещь. Это то, что воздействует на воображение, прежде всего.

– Такой, можно сказать, нестандартный для театра проект востребован у зрителей?

– Постепенно – не быстро, шаг за шагом – интерес к нему растет. Мне кажется очень важным то, что в течение трех лет ежегодно мы этот фестиваль проводили и представляли нашим зрителям различные исследования. К третьему фестивалю предприятия, которые в городе работают, заинтересовались и сами стали выходить к нам с предложениями о сотрудничестве. Сейчас мы начали осмыслять: что можно изменить, переработать, какие выводы сделать из трехлетнего опыта проведения фестиваля «Театр+Наука». И как раз находимся в процессе обсуждения его будущего формата и содержания.

– Складывается впечатление, что «Ведогонь-театр», что называется, не ищет легких путей и все время обращается к серьезным темам, непростым форматам?

– Мы действительно не боимся пробовать новое и сложное. В этом году вот, например, впервые взялись за проведение музыкальных вечеров. Причем речь не просто об исполнении классической музыки, а о знакомстве с аутентичными барочными инструментами – клавесином, лютней, виолой да гамба, барочным альтом. По предложению музыканта Ольги Белецкой мы провели серию концертов – всего шесть за сезон – где познакомили наших зрителей с редко исполняемыми музыкальными произведениями, а также дали возможность буквально прикоснуться к старинным инструментам и поговорить с музыкантами.

Как обычно, новый проект не сразу нашёл отклик. Но постепенно зрители узнают, приходят, делятся увиденным со своими знакомыми, друзьями, родственниками. Я рад, что эта тема в театре возникла, и даёт возможность нашей публике соприкоснуться не только с драматическим искусством, но и с искусством музыкальным, причем в такой особой форме и с таким особым содержанием, которое не часто можно встретить. Разнообразие нашей репертуарной палитры создает дополнительные возможности для расширения кругозора наших зрителей. Собственно, это наша главная задача – чтобы у зрителей было как можно больше возможностей увидеть разное: и разные театры, и разные виды искусства.

– Говоря о возможностях для зрителей, нельзя не упомянуть ваш проект «Арт-обмен». Вы регулярно привозите в Зеленоград интересные театральные коллективы, причем не только из Москвы. Не боитесь конкуренции за сердце зрителя?

– Тут нет никакого соперничества. Это просто возможность для зрителя видеть разный театр и выбирать самому, что ему больше нравится. А в нашем случае это особенно важно: из Зеленограда не всегда есть возможность комфортно добраться даже в московский театр, а уж в другой город тем более. Благодаря нашему проекту у зеленоградцев появляется возможность попасть на спектакль географически далекого театра.

В этом сезоне у нас, например, было очень плодотворное сотрудничество с Российским академическим театром драмы имени Федора Волкова из Ярославля. Осенью состоялся показ их спектакля «От Некрасова до Некрасова» на открытой площадке в 16 микрорайоне Зеленограда, а на нашей сцене ярославцами в течение всего сезона было сыграно в рамках гастрольной программы в общей сложности 9 спектаклей!

Также в 26-м сезоне на сцене «Ведогонь-театра» играли Московский театр кукол, Театр «Ромэн», Театр имени Гоголя, Театр «Около дома Станиславского», Театр «ФЭСТ», Череповецкий Камерный театр, а также Театр сторителлинга и Театр СНАРК. Может быть, зрители и не знали вообще о существовании какого-то из театров, не знали, какие спектакли там есть. Но мы даем возможность с ними познакомиться. Важно и то, что зрители могут увидеть совершенно другой режиссерский творческий почерк, совершенно другой взгляд, часто очень сильно отличающийся от того, что мы сами предлагаем.

Мы гордимся, когда актеры другого театра, наши гости, говорят комплименты нашей публике, отмечают, насколько она чутка, насколько восприимчива. Это очень важно, потому что это наша публика, которой мы занимаемся уже много лет, и то, что она такая – это, конечно, наша заслуга и достижение.

– У «Ведогонь-театра» тоже была возможность встретиться с незнакомой публикой?

–  Да, в 26-м сезоне мы снова приняли участие в программе «Большие гастроли» – ездили в Череповец, где показали наши спектакли «Пришел мужчина к женщине», «Скупой», «Двенадцатая ночь, или Что угодно», «Рикки-Тикки-Тави» и концертную программу к 80-летию Победы «Всем тем, кого оставил на земле». Череповецкий зритель нас принял очень тепло – мы это хорошо почувствовали, когда играли спектакли. Это нашло своё подтверждение и в зрительских отзывах.

Впереди у нас еще поездка в Белгородскую и Курскую области со спектаклями «Пришёл мужчина к женщине» и «Умная собачка Соня» в рамках гастрольной программы благотворительного фонда Алишера Усманова «Искусство, Наука и Спорт». Это будет уже наш третий выезд в эти города. Мы знаем, что зрители нас там уже полюбили и ждут. Но, как правило, выезд на гастроли, конечно, – это встреча с чем-то неизвестным и тоже своего рода проверка.

У нас есть своя богатая гастрольная история на протяжении 26 лет нашей работы. Она достаточно разнообразна: во многих местах мы бывали как на фестивалях, так и просто на гастролях. Это ценный опыт, потому что здесь, в Зеленограде, – мы все-таки дома, здесь зритель, который нас знает, который нас любит, мы к нему привыкли, а он привык к нам. На выезде все иначе: как правило, люди нас не знают, и большая часть аудитории воспринимает нас с «чистого листа». Театр наш, как говорят, не «брендовый». Когда в какой-то город приезжает, условно говоря, Малый театр или МХТ, театр известный на всю страну – это одно дело. У нас же другая история. Зрители не знают ни наших заслуг, ни нашей истории, а просто видят то, что мы показываем. И это серьезная проверка качества тех спектаклей, которые мы играем у себя, и нашего умения взаимодействовать со зрителем, завоевывать его, увлекать. Поэтому, когда мы выезжаем на гастроли и там имеем успех, то это как сданный на «отлично» экзамен. Мы понимаем, что проверку прошли. Тут нет никаких скидок: есть зритель, он приходит, смотрит, и, если ему нравится, и к концу спектакля он нас полюбил, значит мы действительно стоим чего-то без всяких там «брендов».

– 26-й сезон оказался насыщенным и, если можно так выразиться, «экзаменационным». А какие творческие вызовы вы бросите себе в следующем театральном сезоне?

– Вызов будет, прежде всего, жанровый. В новом сезоне у нас планируются две премьеры: водевиль и детектив. Мы давно подбирались к этим жанрам, которые у нас пока не представлены в афише. А в нынешнем состоянии театра с его возможностями – техническими и творческими – интересно поработать с таким материалом. Кроме того, режиссерами обеих постановок станут артисты «Ведогонь-театра» – Антон Васильев и Ярослав Шевалдов.

– Смелое решение для театра. Почему именно они были выбраны в качестве режиссеров для покорения новых вершин, новых жанров?

– Скорее не смелое, а закономерное. Вообще-то, оба они имеют большой творческий и даже режиссерский опыт.

Антон Васильев работает в «Ведогонь-театре» со дня его основания: он один из первых студийцев, которые в 1985 году появились, когда мы только-только делали первые шаги на этом нашем долгом пути создания театра. Он учился режиссуре в Институте культуры и имеет успешный опыт работы в «Ведогонь-театре» – и как актер, и как создатель эскизов на фестивале «Театр+Наука». Его режиссерское решение популярной пьесы Алексея Житковского «Горка» (премьера спектакля состоялась в 2022 году) вызывает горячий и дискуссионный отклик зрителей. А в 26 сезоне Антон Васильев поставил зимнюю сказку «Морозко» –  яркую, эффектную, которая с успехом прошла у нас в новогодние праздники, и мы решили оставить ее в репертуаре следующего сезона.

Ярослав Шевалдов, несмотря на его молодость, тоже имеет за плечами обширный список постановок в качестве режиссера. Несколько лет назад он создал Драматический театр имени Сергея Есенина, где на разных площадках довольно изобретательно брался за самые сложные классические произведения. Также Ярослав с успехом поставил два спектакля в Новгородском театре драмы, а у нас в театре пробовал себя как режиссёр в работе над различными театральными эскизами и сделал возобновление на большой сцене спектакля «Умная собачка Соня».

И, конечно, имея такой творческий потенциал в своем театре, грех им не воспользоваться!

– Режиссеры сами предложили названия для постановок?

– С Антоном Васильевым мы вместе долго искали материал для детектива. Перечитали много пьес, в основном, конечно, английских, и решили создать свой спектакль на их основе, по мотивам. Над постановкой работает хорошая и уже слаженная команда: художник Кирилл Данилов и художник по костюмам Янина Кремер. А для создания цифрового контента мы пригласили медиахудожника Алёну Шмелеву, студентку из нашего зеленоградского Института цифрового дизайна (Московский институт электронной техники).

«Убийство и прочие неприятности» зрители смогут увидеть уже в конце этого сезона, 6 июля. Это будет предпремьерный показ, где мы сможем проверить на зрителях то, что сделано, услышать дыхание зала. И потом уже на выпуске, какие-то вещи скорректировать. Сама премьера запланирована на конец сентября.

– А что насчет водевиля?

– С него мы 27-й сезон начнем. Ярославу Шевалдову я предложил поставить пьесу Владимира Соллогуба «Беда от нежного сердца». Сейчас идет активная работа над постановкой: Ярослав сделал свою сценическую редакцию текста, написал тексты песен (водевиль ведь жанр музыкальный), музыку пишет наш композитор Андрей Гаврилов, костюмы создает молодая, но уже опытная художница из ГИТИСа Анастасия Скорцени, а для создания художественного оформления спектакля мы пригласили Анастасию Глебову, главного художника Театра Российской Армии.

Помимо репетиций весь актерский состав этого спектакля поучаствовал в лаборатории Союза театральных деятелей под руководством замечательного режиссёра и педагога, народного артиста России Александра Сергеевича Кузина. Темой лаборатории в этом году как раз был жанр водевиля. Это тоже очень важная составляющая творческого процесса и развития коллектива. Актеры в том числе и благодаря этой лаборатории могут сделать какой-то шаг вперед в профессии. Одним словом, несмотря на кажущуюся легкость, развлекательность жанра, работа ведется очень серьезная и кропотливая.

– Как раз хотела спросить, не собирается ли «Ведогонь-театр» немного отдохнуть от серьезных тем? Экзамены сданы, проверки пройдены, новые вершины взяты… Может как раз сейчас пришло время сделать паузу? Не случайно же в новом сезоне сразу две «зрительские», как это принято называть, премьеры?

– Остановить мгновение – это, конечно, прекрасно, но все мы знаем, что бывает после этого… Мне очень важно, что мы, говоря со зрителем на серьезные темы, находим отклик. Меня очень радует, что спектакль «С неба упали три яблока» в постановке Татьяны Тарасовой пользуется уже который сезон популярностью. Зрители приходят, покупают билеты и смотрят четыре часа довольно непростое сценическое действо. Меня радует, что зритель так откликнулся на «Звездопад». Меня радует, как люди вникают в непростую историю о посаднике Новгородском, сделанную по незавершенной пьесе Алексея Константиновича Толстого. Когда театр боится с публикой разговаривать о сложном, недооценивает зрителя и предлагает ему что-то такое лёгонькое и весёленькое, строя на этом свою репертуарную политику, он принижает и собственные возможности.

Я убежден, что зрителей нужно не только развлекать. Важно, чтобы театр был многогранным и нес просветительский заряд. Поэтому даже условно «легкий» материал мы всегда стараемся преподносить осмысленно, по-своему и всерьез. Ведь театр – это все-таки институция, которая и воспитывает, и просвещает, и дает возможность человеку пережить важные эмоции, в том числе и по поводу довольно сложных вещей. Такая творческая позиция прославила когда-то на весь мир русский театр. Мне дорого, что в этом с нами солидарен наш зритель, который, побывав у нас в театре оставляет, например, такой отзыв: «Если вас вдруг занесет на сорок километров от Москвы, вы окажетесь в Зеленограде и поймёте, что испытываете неодолимое чувство голода по духовной пище – отправляйтесь в «Ведогонь-театр». Если вы устали от столичных лицедеев, экстравагантных новаторских трактовок, оригинальных режиссерских постановок, вызывающих отторжение классики и всего, что называется словом «культура» – отправляйтесь в «Ведогонь-театр». Это камерный, со своими трудностями и сложной судьбой, но настоящий, честный, хороший театр».

Фото: «Ведогонь-театр»

Источник

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*

© 2025 Зеленоград ИНФО – ещё ближе к городу. Все права защищены.

10:05 13 Июля
 Вс, 2025
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru