Новости Зеленограда, инфопортал Зеленоград ИНФО
Четверг, 17 Июля, 2025 год
Главная » Общество » В Зеленограде » Наира Даниелян: философия как путь в науку

Наира Даниелян: философия как путь в науку

Зачем философия техническим специалистам? Как она влияет на развитие научной мысли? Доктор философских наук, профес­сор Института лингвистического и педагогического образования, профессор кафедры философии, социологии и политологии НИУ МИЭТ Наира Владимировна Даниелян привыкла относиться к подобным вопросам… философски: рассуждая, объясняя и аргументируя. Советуем потратить немного времени на прочтение этого интервью и обещаем, что из него вы не только узнаете ответы на вышеперечисленные вопросы, но и значительно повысите уровень своего IQ.

Наира Даниелян: философия как путь в науку

Профессор Н. В. Даниелян

–Наира Владимировна, из курса «Философия науки» мы помним, что примерно до XVII века философия не была отделена от науки. Почему именно в XVII веке роль философии видоизме­нилась и какова её роль сейчас?

– До первой научной революции XVII века, когда появилась механика, а с ней и классическая наука, философия предлагала логику в качестве универ­сального инструмента проверки истинности знания. Однако с появлением эксперимента как основного критерия верифицируемости научного знания ситу­ация изменилась.

Обратимся к истории. Английский государствен­ный деятель и философ, родоначальник английского материализма Фрэнсис Бэкон в трактате «Новый органон» провозгласил целью науки увеличение вла­сти человека над природой. Он выдвинул тезис «Зна­ние – сила» и предложил реформу научного метода, заключающегося в очищении разума от заблуждений, обращении к опыту и обработке его посредством ин­дукции, основанного на эксперименте.

Французский математик, физик и физиолог Рене Декарт стал родоначальником рационализма. Нача­лом познания он считал интуицию, естественный свет разума, свидетельство познавательной способности, а дедукция представлялась ему интуицией в действии.

Таким образом, классическая наука предполагала, что существует ряд критериев, которые позволяют субъекту познания проводить различие между науч­ным и обыденным (вненаучным) знанием, заблужде­нием (псевдознанием), а также наличие у субъекта особого, строго определённого метода познавательной деятельности, необходимого для получения истинного знания об объекте. За основу брались наблюдение и экспериментирование с объектами, тогда как позна­ющий разум обладал статусом суверенности.

В начале XIX века с распространением позитивиз­ма, основателем которого, как известно, был Огюст Конт, философия науки стала неотъемлемо связана со всеми областями знания. На сегодняшний день философия математики, философия физики, фило­софия техники и другие прочно вошли в нашу жизнь, так как каждый современный учёный, конструктор, инженер понимает, что его исследования и разработ­ки в значительной степени меняют мировоззрение и мировосприятие человека, коренным образом преобразуя онтологическую, гносеологическую и аксиологическую составляющие. Исходя из теории самоорганизации Германа Хакена и Ильи Приго­жина, любая материальная деятельность человека, а особенно технического специалиста, привносит некоторое возмущение в природу и социум, что ведёт к определённым флуктуациям и дисбалансу систе­мы, поэтому философское осмысление научно-тех­нической деятельности человека и её последствий выходит на передний край высшего образования. Таким образом, без философии невозможно форми­рование критического мышления будущего учёного или специалиста, он может превратиться в «винтик» в чьих-то руках, будь то заказчик, работодатель или кто-то ещё. Мы с вами прекрасно понимаем, что за­дача философии – формирование самостоятельно мыслящей и принимающей решения личности, осоз­нающей свою меру ответственности перед обществом, что особенно актуально и важно в современном мире.

– Как знание философии помогает IT-специ­алистам?

– Полагаю, что на данный вопрос я уже ответила. Хочу добавить, что область IT формирует информаци­онную среду, в которую мы с вами погружены большую часть рабочего и учебного времени, а также досуга. Она может быть как дружелюбной, так и агрессивной в за­висимости от вкладываемого в неё контента, коренным образом трансформировать мышление, тем самым влияя на образ мыслей и поведение людей. Со всё боль­шим распространением AR- и VR-технологий, особенно в образовательном процессе и в сфере досуга, эффект и влияние разрабатываемого контента станут решающи­ми, то есть будут определять в значительной степени «экзистенцию» каждого из нас. Без знания филосо­фии, то есть не обладая базовыми представлениями об истории становления и развития мысли человека, не понимая вызовы и трудности, с которыми эта мысль сталкивается сегодня, IT-специалисту невозможно и даже опасно разрабатывать такой контент, так как он может иметь негативные и даже катастрофические последствия.

– Развитие интернета и технологий влияет на будущее человечества отрицательно или положительно? Почему?

– У каждой медали есть две стороны. Положительная всем заметна и понятна – быстрый обмен информаци­ей, что способствует мировой глобализации, стиранию национальных барьеров и различий, становлению новой, когнитивной экономики, в которой основным товаром становятся знания. С другой стороны, здесь можно заметить и ряд недостатков. По мере ускоре­ния интернета, увеличения мобильности и гибкости, уменьшения локальной привязанности появляются микросообщества и новые социальные институты гло­бальной коммуникации, которые посредством сети обмениваются информацией в виде сообщений, обычно имеющих текстовую форму. Как результат, человек становится генератором сообщений. Таким образом, в качестве фундаментальной единицы общества высту­пает не индивид, а сообщение. Перестаёт быть важным, кто является носителем сообщения, на первый план выходит его содержание. То есть значимым становится не то, откуда послано сообщение и кто его автор, а его инновационное содержание и компетентность автора в предоставляемой информации. Но сообщение и его понимание не всегда соотносимы друг с другом. На при­мере интернета можно утверждать, что отправитель сообщения зачастую не осведомлён относительно его реципиента. Так и реципиент, в свою очередь, очень часто не может быть уверен, что сообщение отправле­но именно ему, а также выделить, что именно в этом сообщении является информацией, сопровождаемой некоторой установкой или интенцией, то есть пред­метность обсуждения приобретает размытый характер. Коммуникация на уровне общества в целом хотя и оста­ётся возможной, но не может образовывать устойчивые последовательности сообщений, так как представление знаний теряет жёсткие границы и постоянно изме­няется. Возникает ситуация, когда мы оказываемся, что с нами происходит уже сегодня по мере роста и распространения социальных сетей, в пределах мнимой знаковой системы, устанавливающей между людьми воображаемые связи и замещающей собой реальный мир с его проблемами и трудностями. На мой взгляд, данная проблема на сегодняшний день превращается в одну из наиболее актуальных.

– Какие параллели существуют между неклас­сическим естествознанием и современными (неклассическими) научно-техническими дис­циплинами?

– В конце XIX – начале XX века с появлением неклассической науки произошло преобразование стиля научного мышления. За основополагающие стали приниматься такие методы объяснения и опи­сания наблюдаемых явлений, которые содержали явные ссылки на средства и операции познаватель­ной деятельности человека. Одним их первых явился подход Эрнста Маха к пониманию пространства и времени как продуктов человеческого сознания. В ра­боте «Популярно-научные очерки» он выводит их из способности человека переживать и упорядочивать события, располагая одно за другим.

В специальной теории относительности пространство и время были объединены Альбертом Эйнштейном в единый четырёхмерный пространственно-временной континуум, в котором свойства тел зависели от скорости их движения. Интересно, что британский писатель Герберт Уэллс предложил подобную идею за 10 лет до открытия Эйнштейна в романе «Машина времени». Главный герой произведения говорит: «И всё же суще­ствуют четыре измерения, из которых три мы называем пространственными, а четвёртое – временным. Правда, существует тенденция противопоставить три первых измерения последнему».

Если рассматривать процесс становления и раз­вития материи во Вселенной с точки зрения пост­неклассической науки, базирующейся на теории самоорганизации, то на передний план выходит по­нятие необратимости, которая приводит к появлению проблемы хаоса. Как указывает один из основателей синергетики Илья Пригожин, рождение Вселенной явилось реализацией некой возможности в первые мгновения после Большого взрыва. Следовательно, говоря о физических законах, имеющих место в ма­териальном мире, следует понимать их в качестве результатов определённого сценария из множества возможных путей, заложенных в природе. Наши представления о протекающих явлениях также яв­ляются вероятностной моделью возможных событий.

Вероятностный подход сегодня широко применяется практически во всех научно-технических дисципли­нах, так как абсолютно точную модель протекания природного явления – например, такого, как распро­странение радиоволн, – можно только смоделировать, но не наблюдать в природе.

Наира Даниелян: философия как путь в науку

Устройство 4-х мерного пространства

– Сегодня нередко встречаются люди, в кото­рых ярко проявлена так называемая технофо­бия. Как Вы думаете, с чем это связано? Почему это отрицательное явление? Стоит ли бояться искусственного интеллекта?

– Технофобия связана с низким уровнем обра­зования и культуры мышления, поэтому так важно техническим вузам вести просветительскую деятель­ность, особенно среди людей старшего поколения, организуя для них курсы, встречи, лекции, на ко­торых они могли бы понять и почувствовать сами все преимущества «нового» мира. Что касается ИИ (искусственного интеллекта. – Прим. ред.), то это, с одной стороны, популярная, а с другой – мало раз­работанная тема. Прежде всего, давайте вдумаемся в сам термин «искусственный интеллект». Поскольку учёный, инженер, разработчик, технолог, психо­лог, лингвист и остальные (в этом и заключается междисциплинарный подход) собираются создать аналог интеллекта человека, он будет, прежде всего, обладать неким сознанием и мышлением. Будучи первоначально запрограммированным человеком, далее ИИ перестаёт быть ему полностью подкон­трольным, так как это интеллект, то есть аналог мыслящего создания, как и мы с вами. Речь не идёт о том, бояться его или нет, речь сегодня идёт о том, следует ли его создавать, так как после его появления мир полностью изменится и под вопросом окажут­ся сущность и существование человека. Вероятно, гораздо разумнее остановиться на приложениях, принятых называть ИИ в масс-медиа, которые по­являются в настоящее время и помогают в разных сферах деятельности, например, в прогнозировании опасных ситуаций, в виде голосовых помощников, переводчиков и так далее.

– Нужна ли науке цензура? Нужен ли какой-то тормозной рычаг или какой-либо комитет для отслеживания движения научной мысли (име­ется в виду вывод научных идей в массы)?

– Ярким примером для ответа на данный вопрос является феномен зарождения философии именно в Античной Греции. С чем он был связан? Почему именно Греция, а не Египет, стала колыбелью мыш­ления человечества? Ответ один – свобода мысли и творчества, выявление, признание и поддержка талантов, создание условий для их реализации. Да­вайте посмотрим более внимательно на причины появления философии в период Античности. Для греков был характерен индивидуализм, то есть стрем­ление полагаться на собственные силы, признание личностного фактора. Отсутствовал религиозный догматизм, который бы сковывал греческую мысль. Демократическое устройство античных полисов содействовало свободе слова и суждения. Каждый имел право высказывать своё мнение. Одной из ос­новных характеристик жизни в Древней Греции была агонистичность, то есть дух противоборства, соревнования. Истина открывалась и усваивалась в открытой полемике, споре, поскольку никто не обладал изначальной монополией на неё. Полагаю, что такой же подход применим и к современной на­учно-технической мысли. Однако не стоит забывать, что одно дело – формирование и проверка научных теорий, но совсем иное – их массовое воплощение. Поэтому критерием истинности здесь должны быть как рациональное Декарта, так и эмпирическое Бэкона, с определения которых мы и начали с вами нашу беседу. Компонент регулирования воплоще­ния научных идей на практике всегда существовал и будет существовать в любом разумном обществе. Философское образование и мышление направлены, в частности, на формирование внутренней этики учёного, его понимания того факта, что научные идеи могут как помогать, так и приносить огромный вред человечеству, что и происходило на протяжении всего XX века.

Ирина Доронина

Материал опубликован в номере № 203 от 26 Апреля 2022.

Источник

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*

© 2025 Зеленоград ИНФО – ещё ближе к городу. Все права защищены.

22:45 17 Июля
 Чт, 2025
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru