Новости Зеленограда, инфопортал Зеленоград ИНФО
Вторник, 2 Марта, 2021 год
Главная » Общество » В Зеленограде » На орбите столицы: история создания Зеленограда

На орбите столицы: история создания Зеленограда

На орбите столицы: история создания Зеленограда

3 марта Зеленоград отпразднует 63-й день рождения. Накануне этой даты мы начинаем публикацию материалов, посвященных архитектуре именинника. Сегодня мы напомним важные факты из истории создания родного города и расскажем, как рождалась и воплощалась его градостроительная концепция.

 

ИДЕЯ И ЗАДАЧИ

Концепция создания городов-спутников реализована в развитии крупнейших городов многих стран мира (Великобритании – в 1940-е годы; Франции, Швеции, Финляндии – в начале 1960-х). Эта идея основывалась на положениях о децентрализации крупнейших городов путем создания поселений вокруг центрального ядра.

О городах-спутниках говорили как об альтернативе развития московской системы расселения. Идея воплотилась с началом строительства в конце 1950-х годов города-спутника столицы, названного позднее Зеленоградом.

Новый город должен был решить многие проблемы Москвы, в том числе ограничение и приостановку ее роста, вывод разнопрофильных предприятий по планировочным и экологическим условиям. В то же время планировалось, что в городе-спутнике уровень жизни будет близким к столичному.

Впоследствии правительством принято решение о создании в Зеленограде научно-исследовательского центра микроэлектроники.

 

ЭПОХА ДО ЗЕЛЕНОГРАДА

Первые письменные известия о селениях, существовавших на территории, занимаемой Зеленоградом, содержатся в писцовых книгах XVI века. В них называется более десятка небольших селений и пустошей, в том числе Крюково, Матюшкина (позднее Матушкино), Назаровская (позднее Назарьево), Никоново (позднее Никольское), Савилова (позднее Савелки).

В XIX веке происходят кардинальные изменения в развитии экономики этих мест. В 1817-1820 годах построено Санкт-Петербургское шоссе с твердым покрытием из плотного укатанного щебня. В 1840-х годах возле Крюково проложили колею Николаевской (позднее Октябрьской) железной дороги и соорудили станцию, получившую название от деревни Крюково. Осенью 1851 года открылось регулярное движение по этой дороге.

В 1850-1860-х годах во всех деревнях, находившихся на территории современного Зеленограда, насчитывалось около 300 дворов, в которых проживало более тысячи душ крестьян.

В последней четверти XIX века на станции Крюково построили две деревянные платформы с деревянными вокзалами и водоналивными башнями. Возле станции возник маленький поселок с тем же названием из двух жилых казарм для рабочих и служащих железной дороги, домов начальника станции и путевого мастера. Для снабжения паровозов водой построили плотину на реке Сходня, углубив и расширив ее русло. Образовался большой пруд, получивший название Водокачка (ныне Школьное озеро).

В послевоенное время поселки и деревни вокруг станции Крюково стали расти, развивалось строительство. Около деревни Малино появились поселок и одноименная железнодорожная платформа, у Льялово – новый рабочий поселок Менделеево. В Крюково работали заводы по производству кирпича, металлоизделий, стеклодувная (позднее пуговичная) и мебельные фабрики. В Назарьево продолжала действовать мебельная артель, в 1961 году на ее базе создана Елинская мебельная фабрика.

В 1958 году в районе станции Крюково началось строительство нового города-спутника.

На орбите столицы: история создания Зеленограда

 

ОТ РАЗРАБОТКИ

Начало работы по выбору места строительства первого города-спутника Москвы и разработку его первого генерального плана можно отнести к 1956 году. Когда Архитектурно-планировочное управление Мосгорисполкома поручило институту Генплана Москвы подготовить задание на выбор площадки для строительства и разработку генплана.

3 марта 1958 года Совет министров СССР принял постановление о возведении нового города в пригородной зоне столицы. Постановлением определено, что каждый подмосковный город-спутник, независимо от его территориального положения, должен рассматриваться как административный район столицы, подчиненный Мосгорисполкому. В постановлении говорилось: «В целях рассредоточения населения города Москвы принято предложение МГК КПСС, Мосгорисполкома и Госстроя СССР о строительстве в 1956-1963 годах в пригородной зоне Москвы, в районе станции Крюково Октябрьской железной дороги нового города с населением 65 тыс. человек».

В октябре 1958 года исполком Моссовета утвердил основные положения проекта планировки города, выполненного авторским коллективом мастерской №14 института «Моспроект»: архитекторы Рожин, Гобелевич, Биксон, Лурье, Землячковский; инженеры Коршунова, Винокуров; экономисты Прокофьева, Тресвятская и архитекторы по озеленению Коржев и Буренко.

 

К ИДЕЕ ГРАДОСТРОЕНИЯ

Основная градостроительная идея заключалась в следующем: с целью наибольшего приближения места работы к жилью промышленные и коммунальные предприятия размещаются в двух зонах, расположенных на северо-западной и юго-восточной границах города. Предусматривается возведение машиностроительного, электротехнического и полиграфического комбинатов, комбината типовых машин, швейно-галантерейного производства и других предприятий. Центральные, свободные от леса участки, заняты жилыми микрорайонами. В проекте намечается три жилых района, которые группируются из нескольких микрорайонов. Предусматривается жилищное строительство в два, четыре и более этажей, причем основная часть домов (89%) – четырехэтажные. Обеспечить всех жителей города даже самыми маленькими индивидуальными земельными участками с выходом на них из квартир невозможно. Поэтому предлагается вдоль кромки леса по границы микрорайонов создать зоны коллективных фруктовых садов. Школы, детские учреждения и спортивные площадки размещаются по краям микрорайонов на опушках лесов в чередовании зоны фруктовых садов. Место расположения городского центра выбрано на высоком берегу реки Сходня примерно в центре жилых микрорайонов. Леса и рощи охватывают будущий город зелеными кольцами, одно из которых находится почти в центре жилой территории. Его планируется сделать естественным городским парком. На берегах водоемов, создаваемых на реке Сходня, появляются зоны отдыха и прогулок для жителей района.

Трассировка четырех основных транспортных магистралей и планировочная организация жилых микрорайонов спроектированы так, чтобы взрослые и дети на пути к лесопаркам, местам отдыха, школам и детским учреждениям нигде не пересекали эти автодороги.

Расположенные поблизости от границ Зеленограда поселки Крюково и Красный Октябрь должны стать резервом развития нового города.

 

К СТРОИТЕЛЬСТВУ И РАЗВИТИЮ

Возведение города началось в ноябре 1958 года. Инженерная подготовка территории быстро продвигалась, и в 1960 году стартовало жилищное строительство 1-го микрорайона.

В 1962 году правительством принято решение о создании в Зеленограде научно-исследовательского центра микроэлектроники.

В течение 1962-1963 годов авторский коллектив Управления проектирования общественных зданий и сооружений «Моспроект-2» в составе архитекторов Рожина, Болдова и Бикона, инженеров-экономистов Брегиан, Лариковой и Шевченко и др. разработал новый генплан развития до 1980 года.

По генеральному плану частично изменилось зонирование территории, предусматривалось освоение новых жилых районов (микрорайон возле станции Крюково), создание новых научных производственных зон (Южная промзона) и городских магистралей, крупного развитого общегородского центра в парке. Менялся характер застройки жилых территорий с применением жилых домов в 5, 9, 12, 16 этажей.

Исполком Моссовета 19 марта 1964 года утвердил первую очередь этого проекта планировки на 80 тыс. человек.

19 февраля 1965 года Зеленоград передан в подчинение Московскому городскому совету народных депутатов, его стали называть 30-м, затем 32-м районом Москвы. Город-спутник стал страницей в летописи бурного роста отечественной строительной индустрии и типового планирования.

В районах, прилегающих к Зеленограду, расположилось несколько научно-производственных комплексов разных ведомств. Поэтому принято решение рассмотреть в техническом обосновании весь комплекс проблем расселения, жилищного обеспечения, экологии, транспортных связей в регионе и на базе этой работы выполнить генплан города.

Новый генеральный план Зеленограда на развитие города до 1985-1990 годов с численностью населения 130-135 тыс. человек разработан в 1964 году авторским коллективом ГлавАПУ Москвы в составе архитекторов Болдова, Ковгалко, Кувырдина, Метайкиной и др.

В 1971 году началось строительство второй очереди Зеленограда. Территория города увеличилась вдвое. В нее вошли бывшие деревни Матушкино, Назарьево, Ржавки и часть поселка Крюково (до Октябрьской железной дороги).

На орбите столицы: история создания Зеленограда

 

УСПЕШНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ

Застройка Зеленограда стала градостроительным экспериментом, суть которого заключалась в том, чтобы оптимально выявить возможности типового проектирования, ориентированного на индустриализацию, заводские методы возведения зданий.

Именно тогда родился один из прогрессивных методов строительства своего времени – бригадный подряд под руководством Злобина, возглавлявшего бригаду строителей СУ-111.

К концу 1970-х годов Зеленоград представлял собой современный, удобно спланированный город. Из общей его территории на то время (2230 гектаров) около половины занимала природная и озелененная (1114 гектаров).

Архитектурные комплексы Зеленограда получили высокую оценку: их авторам присуждена Государственная премия СССР 1975 года. Среди них архитекторы Покровский, Климочкин, Лисичкин, Болдов, Новиков, Свердловский, Саевич, инженер Зархи и др.

В 1986 году вышли постановления ЦК КПСС и Совета министров СССР о создании в районе поселка Крюково центра по информатике и электронике (ЦИЭ). За время существования Зеленограда реализовано немало градостроительных намерений и проектов. Но это уже совсем другие истории.

Продолжение следует.

Анжела ИГНАТЬЕВА, начальник Управления градостроительного регулирования ЗелАО Москомархитектуры

P.S. В статье использованы материалы анализа исходных данных генеральных планов развития Зеленограда разных лет.

Источник

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*

© 2021 Зеленоград ИНФО – ещё ближе к городу. Все права защищены.

14:332 Марта
 Вт, 2021
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru
WordPress: 60,37MB | MySQL:81 | 1,140sec