Новости Зеленограда, инфопортал Зеленоград ИНФО
Суббота, 22 Ноября, 2025 год
Главная » Общество » В Зеленограде » К 75-летию вокзала станции Крюково

К 75-летию вокзала станции Крюково

К 75-летию вокзала станции Крюково

К 75-летию вокзала станции Крюково

К 75-летию вокзала станции Крюково

К 75-летию вокзала станции Крюково

К 75-летию вокзала станции Крюково

К 75-летию вокзала станции Крюково

К 75-летию вокзала станции Крюково

К 75-летию вокзала станции Крюково

К 75-летию вокзала станции Крюково

К 75-летию вокзала станции Крюково

В 174-ю годовщину открытия станции Крюково предлагаем вашему вниманию краткую историю станции и старого вокзала, отмечающего в этом году 75-летний юбилей. Надеемся, эта справка послужит актуализации пространства вокзала и сохранению его символического значения.

В 1840-х гг. территория сельца Крюково и его окрестностей оказалась на пути строительства Николаевской железной дороги, соединившей Москву с новой столицей – Санкт-Петербургом. В течение 8 лет (1843-1851 гг.) на отрезке длиной 651 км было выстроено 34 станции, по своему архитектурному оформлению разделенные на 4 класса – согласно значимости населенных пунктов, в которых они расположены. Авторами проекта выступили выдающиеся архитекторы Константин Тон и Рудольф Желязевич.

Станция III класса была открыта 1 ноября 1851 года в Крюково. Здесь паровозы заправлялись водой и дровами. Для этих целей на р. Сходне был вырыт пруд (названный позднее Водокачкой), вода из которого поступала на станцию по чугунным трубам. Дрова подавались сюда с Клязьминского торфяника по узкоколейке, проходившей возле пруда через поселок железнодорожников. Позднее на месте этой ветки железной дороги проходила ул. Колхозная п. Крюково.

Непосредственно на станции Крюково по обе стороны путей были выстроены два массивных каменных здания, имевшие вид парадных ворот. В одном из них располагались ёмкости для заправки паровозов водой, а другое служило сараем, где стоял резервный паровоз. Неподалеку от служебных построек стояли одноэтажные деревянные здания изящной архитектуры, по одному на каждую сторону: здесь помещался старый Крюковский вокзал.

Сохранилось весьма подробное его описание начала XX в.: «…Против каждого вокзала были устроены круглые палисадники, огороженные низким заборчиком из белых столбов, соединенных железными трубами. Подъездные пути к вокзалам уложены булыжником, для лошадей были устроены коновязи из рельс. С двух сторон стояли колонки, вмонтированные в служебные здания для подачи воды на паровоз, имелся поворотный круг для паровозов, два багажных сарая. Освещались вокзалы, служебные помещения и стрелки керосиновыми лампами. На вокзале на московской стороне стоял иконостас, и каждую субботу проводились богослужения» (М. Белов).

Открытие прямого быстроходного пути из Москвы в Крюково, славившееся своими живописными окрестностями, способствовало активному развитию территории, росту ее населения и благосостояния. Крюково с прилегающими деревнями Каменкой, Кутузово, Савелки стало центром притяжения московской творческой интеллигенции, полюбившей первозданную красоту местных пейзажей и радушие крестьян. Художники, архитекторы и артисты театра в течение десятилетий снимали здесь дачи, а многие (как, например, К.В. Рукавишников, А.Ф. Томашевский, Р.Ф. Фульда) оставались навсегда. Известно, что в конце XIX в. через ст. Крюково в санаторий Рукавишникова добирался А.П. Чехов, сохранивший, однако, не самые приятные воспоминания об этой поездке. А в 1858 г. в Воскресенск (Истру) через Крюково ездил император Александр II с семьей.

Комплекс станционных зданий середины XIX века просуществовал почти без изменений вплоть до событий ВОВ. В 1930-х гг. в Крюково был построен железный пешеходный мост: его остатки попали на кадры военной кинохроники. В ноябре 1941 г. Крюково стало прифронтовым поселком. По приказу командования отступающими советскими войсками были взорваны все капитальные постройки в округе, в том числе вокзал и мост. С 30 ноября по 8 декабря 1941 г. станция Крюково находилась в эпицентре кровопролитных боев, которые К.К. Рокоссовский позже назовет «Вторым Бородино». Наиболее укрепленные позиции немцев находились на кирпичном заводе всего в 100 метрах от станции. Именно Крюково в рамках операции «Тайфун» должно было стать основным плацдармом наступления на Москву. Однако реализовать свои планы фашистам не удалось: в ходе контрнаступления 7-8 декабря они были выбиты с позиций и отброшены далеко на север.

<…>

Новый вокзал в Крюково выстроен пленными немцами в 1950 г. по проекту Игоря Явейна. Здание стало одним из трехсот, восстановленных после войны на железной дороге, тогда уже получившей название Октябрьской. Стилистически вокзал напоминает старинную постройку К. Тона, что соответствует духу ретроспективизма в позднесталинской архитектуре. Изящество постройки, ее нехарактерный для поселка вид много десятилетий делали вокзал местом памятных встреч. Вокзал был не только красив, но и функционален, вмещая одновременно до 50 человек. Это позволяло ему выполнять свои функции вплоть до 2024 г., когда в Крюково (г. Зеленоград) после реконструкции был открыт новый станционный комплекс.

Ныне творение Явейна зовется «старым» вокзалом, оно занято раздевалкой для работников и, кажется, мешает своим владельцам, не способным придумать ему достойной роли в новой концепции станции. Зеленоградское краеведческое общество выступает за размещение в старом вокзале музейно-выставочного комплекса, посвященного Битве за Крюково. Пространство вокзала позволит совместить в нем выставочную и лекционную функции. Органично впишется в мемориальную зону Братская могила воинов – героев Крюковской битвы, расположенная на соседнем участке.

Реализация этой задумки в 2025 г. – Году 80-летия Победы и 75-летия крюковского вокзала – отдаст дань уважения землякам, павшим за свою малую Родину; архитектору, подарившему п. Крюково самый узнаваемый его символ; и наполнит пространство ст. Крюково новыми созидательными смыслами.

Никита Кузнецовпредседатель Зеленоградского краеведческого общества

Фото предоставлены Никитой Кузнецовым

Источник

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*

© 2025 Зеленоград ИНФО – ещё ближе к городу. Все права защищены.

18:43 22 Ноября
 Сб, 2025
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru