Борис Оськин за работой / кадр из видео archbosk.wixsite.com
Да ладно! – воскликнет бывалый горожанин. – В наших-то елках, да вдруг «Япония» – и где она? Да в центре города! Вы ее видели – точно-точно. На площади Юности, на Центральной площади бывали? Префектура и торговый центр рядом с «Электроном» ничего не напоминает? Ну вот…
Из центра Токио в центр Зеленограда
В 1961 году молодой талантливый зодчий Борис Оськин, которому и предстояло внести в архитектуру Зеленограда японские мотивы, отправился в командировку в Токио – за идеями.
Послали 25-летнего зодчего в капстрану в качестве архитектора-художника проходившей там советской выставки – редкое по тем временам везение. И молодой специалист не упустил своего шанса – культура Японии, далеко шагнувший технический прогресс и, конечно, современные тенденции в местной архитектуре не оставили его равнодушным. Как раз тогда в центре Токио достроили комплекс Метрополитен ФестивальХолла по проекту Кунио Маэкавы. Стиль и образ этого здания запали в душу Борису Оськину .
В 1962 году Борис Оськин приехал «на разведку» в Зеленоград. Городу требовались хорошие архитекторы, а Оськину была нужна квартира – на том и сошлись. Вскоре семья Оськиных переехала в только что построенный дом в 1-м микрорайоне.
«Японщина» в лесу
Когда Игоря Рожина сменил на посту руководителя мастерской «Зеленоградпроект» Игорь Покровский, город уже вовсю примерял на себя роль будущей Кремниевой долины. В это время Борис Оськин занимался малыми архитектурными формами, а именно – автобусными остановками. Его бригада спроектировала самые узнаваемые в городе остановочные павильоны с «ломаными» крышами на Центральном проспекте – возле Дома быта и кинотеатра «Электрон», которые архитектор Феликс Новиков назвал «первыми брутальными объектами Зеленограда» и «решительным творческим жестом».
«Мощная плита, опирающаяся на две не менее мощные опоры, способна защитить людей от любых падающих с неба предметов и служит контрастом стеклянным павильонам остановок XXI века» – Феликс Новиков.
Автобусные остановки на Центральном проспекте, у кинотеатра «Электрон» / Фото archbosk.wixsite.com
Тем временем руки у проектировщиков дошли до площади Юности, которой предстояло стать неформальным центром Зеленограда. Там, по предложению Покровского, собирались построить торговый центр- «стекляшку». Но идея показалась главе мастерской простоватой для такого места, и тогда он попросил Бориса Оськина взять проект на себя. Оськин, пребывавший под впечатлением от знакомства с японской архитектурой, спроектировал будущий торгово-общественный центр с универмагом, похожим на Метрополитен Фестиваль-Холл, виденный в Токио, с «японскими» скосами крыш. Но… японский мотив могли не пропустить власти – по идеологическим соображениям: у СССР не было мирного договора со Страной восходящего солнца, и ретивые «государевы люди» могли к этому придраться.
Торговый центр «Зеленоград» на площади Юности и его прообраз – Метрополитен Фестиваль-Холл / фото archbosk.wixsite.com
Когда эскизный проект торгового центра показали главному архитектору Москвы Михаилу Посохину, тот вздохнул: «Японщина», потом добавил: «Ладно, вы там в лесу, стройте».
Вид на площадь Юности с корпуса 403. Середина 1970-х годов. Фото журнала «Строительство и архитектура Москвы» №2, 1975 год / vk.com/sovietzelenograd
Горожане же отметили, как изящно перекликаются остановки с «ломаными» крышами со зданием торгового центра на площади Юности, образуя гармоничный ансамбль.
Опять в Страну восходящего солнца
В 1966 году Оськина снова командировали в Японию – теперь в Осаку, где открывалась очередная советская выставка, экспозицию которой Борису Васильевичу предстояло монтировать. В те дни в Киото достраивали международный конференццентр по проекту японского архитектора Сашио Отани. Эта постройка произвела на Оськина сильное впечатление. Почерпнутые в Киото архитектурные идеи позже воплотились при проектировании здания горсовета (префектуры) в Зеленограде. Проектировать здание горсовета поручили архитектору Анатолию Климочкину, который изобразил некий параллелепипед на ножках.
Киотский международный конференц-центр
Предполагаемый вид здания горсовета на Центральной площади / фото archbosk.wixsite.com
Строительство здания префектуры на Центральной площади / фото archbosk.wixsite.com
На окончательное решение Климочкина повлиял Борис Оськин, предложив приблизить проект к японскому прообразу и навесить на фасад декоративные элементы в стиле киотского конференц-центра.
Дина Демина
- Ещё больше материалов и фотографий на: https://t.me/zelenogradinfo
- БЕCПЛАТНАЯ доска объявлений: https://зеленоград-инфо.рф/ads
- Группа VK: https://vk.com/zelekinfo