Новости Зеленограда, инфопортал Зеленоград ИНФО
Пятница, 18 Июля, 2025 год
Главная » Бизнес » Севморпуть обойдется без «Лидера»

Севморпуть обойдется без «Лидера»

Севморпуть обойдется без «Лидера»

НОВАТЭК рассчитывает запустить круглогодичную навигацию без сверхмощного ледокола

Круглогодичную навигацию по Севморпути к 2025 году можно запустить без сверхмощного атомного ледокола «Лидер», считают в НОВАТЭКе. Для этого необходимо построить пять универсальных атомных ледоколов мощностью 60 МВт, а также четыре ледокола на СПГ, рассказал глава и совладелец компании Леонид Михельсон. Строительство ледокольного флота должно быть четко синхронизировано с реализацией проекта «Арктик СПГ 2», а также запуском двух перевалочных пунктов в Мурманске и на Камчатке. Кроме того, к концу года НОВАТЭК должен определиться с необходимым количеством газовозов Arc7 для вывоза продукции с «Арктик СПГ 2».


Задачу круглогодичной навигации в 2024-2025 году можно решить без атомного ледокола «Лидер» мощностью 120 МВт, заявил глава и совладелец НОВАТЭКа Леонид Михельсон. Для этого необходимо наличие пяти серийных атомных ледоколов ЛК-60 и «50 лет Победы», уточнил он. Первые три атомных ледокола ЛК-60 — «Арктика», «Сибирь» и «Урал» должны быть сданы в 2020, 2021 и 2022 годах соответственно. Кроме того, к 2025 году должны войти в эксплуатацию четвертый и пятый ЛК-60. Решение об их строительстве было принято на совещании с премьер-министром Дмитрием Медведевым на входящем в Объединенную судостроительную корпорацию (ОСК) Балтзаводе в ноябре, но контракт до сих пор не заключен. Себестоимость строительства двух ледоколов — 92 млрд руб., а с учетом банковской гарантии и страховки — 101 млрд руб. На их строительство государство должно выделить 45 млрд руб., а остальные деньги дать «Росатом» (см. “Ъ” от 17 декабря 2018 года). По словам источников “Ъ”, проблема с заключением контракта связана с обоснованием расходов на строительство судов. Кроме того, сейчас прорабатывается сам механизм выделения денег в Минфине, рассказывают собеседники “Ъ”.

Но, как заявлял 8 апреля вице-премьер Юрий Борисов, контракт на два ледокола должен быть заключен в апреле. По словам Леонида Михельсона, гендиректор Балтзавода Алексей Кадилов заявлял, что если во втором квартале будет заключен контракт еще на два серийных ледокола ЛК-60, то завод сможет их сдать в 2024 и 2025 годах. Работа атомных ледоколов должна быть сосредоточена в восточном направлении, пояснил господин Михельсон. Задачу круглогодичной навигации можно решить без «Лидера», а со сверхмощным атомным ледоколом 120 МВт это полетит с другой коммерческой стоимостью, уточнил Леонид Михельсон. По расчетам НОВАТЭКа, в сложные месяцы скорость проводки газовоза составит 8-9 узлов, а «Лидер» позволит ее увеличить до 10-11, а, возможно, и 13 узлов, рассказал бизнесмен.

При этом, транспортное плечо на западе — в районе Карского моря и Обской губе — должны обеспечить четыре ледокола на СПГ (см. “Ъ” от 3 сентября 2018 года), отметил господин Михельсон. Их строительство обсуждается уже почти два года. Специально для развития проекта НОВАТЭК вместе с «Росатомом» заключили в сентябре 2018 года соглашение о намерениях по созданию СП и сотрудничеству в разработке, финансировании и реализации проектов по созданию ледоколов на СПГ, портового флота и обслуживания (см. “Ъ” от 13 сентября 2018 года).

Чиновники ждут все больше грузов в Арктике

В декабре премьер-министр Дмитрий Медведев по итогам совещания по развитию Арктики в Сабетте поручил проработать вопрос о строительстве четырех ледоколов на СПГ с учетом необходимости их ввода в эксплуатацию до 2023 года, включая предложения по судостроительным верфям, срокам и стоимости строительства. Источники “Ъ” рассказывали, что среди российских верфей на проект претендовали Выборгский судостроительный завод (входит в ОСК) и дальневосточная «Звезда» (управляется консорциумом «Роснефти», «Роснефтегаза» и Газпромбанка). Но, по словам собеседников, строительство таких ледоколов в РФ займет четыре-пять лет. Кроме того, сомнения в необходимости строительства четырех ледоколов на СПГ к 2023 году есть у «Росатома», рассказывают источники “Ъ”: корпорация продлила ресурс действующих атомных ледоколов, кроме того, в «Росатоме» не исключают, что с учетом топливных и расходов на обслуживание в долгосрочной перспективе стоимость ледоколов на СПГ может быть сопоставима с атомными ЛК-60. Но в НОВАТЭКе рассчитывают построить ледоколы на СПГ к ранее заявленному сроку. Отвечая на вопрос “Ъ”, способна ли российская или зарубежная верфь сдать к 2023 году четыре ледокола на СПГ, господин Михельсон сообщил, что «одна — нет», уточнив, что заказ может быть размещен на нескольких верфях.

Важно синхронизировать развитие «Арктик СПГ 2», строительство атомных и СПГ ледоколов, а также запуск двух перевалочных пунктов в Мурманске и на Камчатке, подчеркнул Леонид Михельсон. В таком случае будет организована круглогодичная навигация по СМП, мы придем на рынок АТР с другой себестоимостью на 2-3 года раньше и для России это очень важно, подчеркнул глава НОВАТЭКа.

Танкеры НОВАТЭКа смогут ходить по Севморпути не только под триколором

При этом он уточнил, что точное количество газовозов для «Арктик СПГ 2» не определено. «Мы рассматриваем конструкцию: будут ледоколы или не будут, будут ли перевалки или не будут. Текущий сегодня флот нам строили для возможности эксплуатации как в ледовой обстановке, так и в открытой воде. У него громадная мощность, три азипода, возможность хождения кормой и так далее. И естественно, очень некомфортная стоимость этого судна»,— рассказал господин Михельсон. 5 апреля Совкомфлот и «Звезда» подписали контракт на строительство первого газовоза Arc7 для «Арктик СПГ 2» (см. “Ъ” от 9 апреля). Леонид Михельсон уточнил, что какое-то количество газовозов будет заказано в ближайшее время, «а с окончательным количеством мы будем определяться в конце года».



Источник

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*

© 2025 Зеленоград ИНФО – ещё ближе к городу. Все права защищены.

09:36 18 Июля
 Пт, 2025
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru