Новости Зеленограда, инфопортал Зеленоград ИНФО
Суббота, 13 Сентября, 2025 год
Главная » В мире » “Хочу права угнетенных!” Как устроены касты в современном мире

“Хочу права угнетенных!” Как устроены касты в современном мире

© AP Photo / Tsering TopgyalПротестующие далиты возле здания парламента в Нью-Дели. Архивное фото
"Хочу права угнетенных!" Как устроены касты в современном мире

МОСКВА, 3 янв — РИА Новости, Филипп Прокудин. Деление на касты типично для всех стран Азии, а не только для Индии. Сословное общество — это и наследие седых времен, и результат социальных экспериментов XX века. Так, в КНДР происхождение определяет все течение жизни члена коммунистического общества. А в соседней Японии до сих пор дискриминируют местных “неприкасаемых”. Подробности — в материале РИА Новости.

Последние стали первыми

О кастах, или варнах, говорится в  “Гимне космическому человеку” (“Пуруша-сукта”), части “Веды гимнов” (“Ригведа”), которая датируется II тысячелетием до нашей эры. Древнее индийское общество делилось на брахманов — жрецов; кшатриев — воинов и администраторов; вайшьев — свободных землевладельцев, ремесленников и торговцев и шудр — слуг. Вне каст были неприкасаемые — самая низшая презираемая группа общества. Теоретически это деление сохранилось до современности. Но не все индийцы относились и относятся к определенной варне. Зато практически все “приписаны” к определенной джати — группе внутри касты.

Таких групп и подгрупп насчитывается более трех тысяч. После провозглашения независимости в 1947-м правительство Индии начало формировать из разноплеменного и сословного общества нацию. В принятой в 1950 году Конституции Индии было провозглашено равноправие каст. В стране была введена система позитивной дискриминации. Для угнетенных ранее каст — неприкасаемых, или далитов, — были установлены квоты в высших учебных заведениях, органах государственного управления и даже в местных парламентах. 

Например, сегодня в штате Тамилнад далитам отведено почти 70 процентов должностей в госаппарате и системе образования. В положении ранее угнетенных каст появились свои выгоды. Этим был вызван курьезный случай: в 2016-м члены общины джатов перекрыли поставки воды в Дели. Так они выразили протест против того, что им не полагаются те же привилегии, что и низшим кастам. В Индии этническую группу джатов относят к шудрам, но сами они считают себя кшатриями, то есть воинами и администраторами. Но политика позитивной дискриминации привела к тому, что они готовы побороться и за места далитов.

Неприкасаемый во главе государства

Правящая “Бхаратия джаната парти” (Индийская народная партия) старается преподнести себя как выразительницу чаяний всех слоев населения, в том числе и далитов. Когда в июле президентом Индии второй раз в истории стал неприкасаемый — Рам Натх Ковинд от Народной партии, — это воспринималось как новая победа низших каст. До этого главой государства в 1997-2002 годах был далит Кочерил Раман Нараянан.

Он отмечает, что мобильность каст является перспективным направлением исследований — можно понять, как меняется индийское общество. “Если брать ситуацию в целом, то кастовые перегородки постепенно размываются. Индия с гордостью именует себя “самой большой демократией мира” и претендует на роль великой державы. Для того чтобы подкрепить эти претензии, необходимо развиваться в ногу со временем, а к обществу XXI века кастовая система приспособлена плохо, и она сдает позиции шаг за шагом”, — рассказывает Алексей Куприянов.

Каста иногда может быть не только этноконфессиональной или профессиональной группой, но и гендерной. Так, в Индии, а также в соседних Пакистане и Бангладеш среди неприкасаемых есть каста “хиджра”. В нее включены трансгендеры, гермафродиты, бисексуалы и другие граждане неопределенного пола.

Хиджра одеваются и ведут себя как женщины. Чтобы вступить в касту, необходимо пройти процедуру инициации и кастрацию. Зарабатывают себе на жизнь хиджра тоже своеобразно. Представители высших постов в иерархии общины могут танцевать и петь на свадьбах, давать за деньги благословение новорожденным и новобрачным. Те же, у кого низшее положение, вынуждены заниматься проституцией, воровать и попрошайничать.

Похожая система есть и в Индонезии — на острове Бали. Там тоже есть шудры, вайшьи (весьи), кшатрии и брамины. Нет только “вневарновой” группы неприкасаемых. Немногочисленных шудр называют “джаббас” — буквально аутсайдеры.

Был в отряде Ким Ир Сена — обеспечил детей

В Северной Корее действует система сонбун. Она учитывает политическую и социальную активность гражданина. От нее зависит благонадежность человека в глаза властей, его карьерные перспективы и даже паек. Там тоже есть свои “варны” — три категории: “лояльные”, “колеблющиеся” и “враждебные”.

От сонбуна зависело, в каком городе человек имел право проживать и куда пойдут учиться и работать его дети. Престижные вузы были открыты для членов лояльной группы, поплоше — для “колеблющихся”, “враждебным” путь к образованию был практически перекрыт.  
Ланьков отмечал, что был и специальный особо привилегированный класс — детей тех, кому удалось повоевать в партизанском отряде Ким Ир Сена.

В соседней Японии до сих пор существует проблема буракуминов — потомков жителей особых поселков, которые занимались “грязной” работой: забоем скота или уборкой мусора. Официально дискриминации в стране нет, но при этом борьба с ней ведется. Буракуминов на предприятиях не хотят видеть ни работники, ни работодатели, их не принимают в обычные школы и высшие учебные заведения. С ними стараются не вступать в брак, а если кто-то и создал семью с партнером-парией, то это всячески скрывается.
Крупные компании в 70-х годах XX века уличались в том, что приобретали списки буракуминов. Правительству приходилось вводить унифицированные бланки для соискателей на рабочие места, чтобы фирмы не могли вычислить происхождение сотрудников.

 

Источник

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*

© 2025 Зеленоград ИНФО – ещё ближе к городу. Все права защищены.

14:49 13 Сентября
 Сб, 2025
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru