В фильмах и сериалах часто встречаются расхождения экранной подачи с реальностью.
«Так не бывает!»
Вроде бы и сценарий отличный, и актеры прекрасные… Но не веришь в предлагаемые обстоятельства, потому что внешние детали вызывают диссонанс.
Совсем недавно вышел сериал «Дыши» с Мариной Александровой про врача-гинеколога. Зрители хвалят: отличная вещь – захватывает и есть над чем подумать. Но один из киноблогеров, признавая все достоинства этого проекта, отмечает: «У меня всего лишь одна претензия к российскому кино: почему? Почему простые учителя, врачи и инженеры, появляющиеся на экране, всегда, вообще всегда, живут как минимум в 100 квадратных лофтовых метрах?!»
И ведь правда – разве так бывает? Конечно, героиня Марины Александровой – не простой врач. Работает в элитной клинике, обслуживает состоятельных клиентов. И получает, наверное, большую зарплату. Но все равно стометровая квартира – явный перебор. А сколько фильмов, где в таких же хоромах живут обычные врачи из государственных больниц… Обычные учителя, инженеры и полицейские.
– Потому что так дешевле снимать сериал и удобнее расположить съемочное оборудование, – объясняют представители индустрии. – Квартира строится с одного плана, перемещать оборудование и терять на этом дорогостоящие часы съемочного времени не надо. Подобный формат помогает героям перемещаться по пространству для разных мизансцен: герои могут эффектно появляться или, например, шептаться где-то в уголке.
Допустим, с размером квартир разобрались. Почему тогда для простых персонажей выбирают локации с дорогим дизайнерским ремонтом? Или вот еще замечание от зрителя: «В нынешних фильмах все подряд герои не только живут в хоромах, но и повально ездят совсем не на «жигулях». А в шикарных офисах появляются, только чтобы договориться, в каком ресторане будут проводить время».
Но особенно много претензий – к историческим костюмным фильмам: «Мушкетеры сколько-то лет спустя» — это старики с белоснежными зубными протезами. А изумрудные контактные линзы, костюмы и интерьеры, блещущие новизной? На последней чернавке белоснежные «бедные» наряды!»
Или вот еще про фильмы о войне: «Уйма несуразностей, никак не соотносимых с реалиями войны. Это и необмятые новенькие гимнастерки, и шинели на бойцах, и не подверженные налипанию осенней грязи сапоги. Идут, например, солдаты через лес… А он напоминает московский парк – прозрачный, с большими просветами, чист от валежника и прочего лесного мусора. Атмосфера павильонности во всем, все какое-то картонное, на скорую руку – «пипл схавает».
Получается, что у народа при просмотре нашей кинопродукции постоянно возникает мысль: «Ну ведь так не бывает!» Почему же киношники не учитывают подобные замечания и продолжают множить приукрашенное, лакированное неправдоподобие?
– Есть несколько причин неправдоподобия, – разъясняет киновед Александр Шпагин. – Во-первых, огромная выработка, когда просто не до того, чтобы заниматься правдоподобием. Надо гнать материал! Тем более что широкому зрителю правдоподобие и не нужно.
И это вторая причина: широкий зритель не любит правдоподобия. Он любит, чтобы ему сделали красиво. В этом корни культуры гламура. И эти корни гламура простираются уже и на историю, и на Великую Отечественную войну в кино. Потому что все некрасивое напрягает. И тут мы подходим к сегодняшним социальным обстоятельствам, в которых напрягать никого не нужно! Надо, чтобы все было гладко и радовало глаз…
Но есть еще третий момент. А так везде снимают! Это стандарты Голливуда, выработанные еще в 30-е годы, во время Великой депрессии: не надо никакого правдоподобия, кино должно отвлекать. Иногда во всем этом возникают прорывы, потому что появляется некая внутренняя усталость от обилия гламура. Но потом все снова успокаивается и затягивается ряской.
Если сегодня посмотреть голливудскую продукцию, то мы увидим ровно то же самое, что и у нас. Все герои живут в шикарнейших квартирах. И к реальной американской жизни это не имеет никакого отношения. Там создается миф о богатой Америке. Создается сказка, в которой, например, хрупкая девушка обезвреживает 10-15 здоровых мужиков: помашет ножками – и они все падают как подкошенные. Так строится американское кино. И мы до такого уровня неправдоподобия еще не дошли.
Лидия Мезина
Фото: OKKO
- БЕCПЛАТНАЯ доска объявлений: https://зеленоград-инфо.рф/ads