Новый проект именитого режиссера «Хроники русской революции» представлен как «грандиозный кинороман». И действительно, поток критики в адрес сериала оказался поистине грандиозным…
«Паскудные карикатуры»: что не так с сериалом Кончаловского?
«Хроники русской революции» только что начали показывать на «России- 1». Но до этого 16-серийную историческую эпопею можно было посмотреть на интернет-платформе. Многие посмотрели… Тем более что анонсы указывали на масштабность и амбициозность проекта: «драма о турбулентном времени в истории», «сюжет охватывает события с 1905 по 1924 год», «в фильме приняли участие более 350 человек». Подчеркивалось, что «сценарий написан с вниманием к историческим событиям и потребовал глубокого изучения архивных материалов». И большинство героев – реальные фигуры: Николай II, Столыпин, Распутин, Горький, Троцкий, Ленин…
– Этот фильм – попытка что-то понять про Россию, про тех, кто двигал революцию, про тех, кого она смела, – объяснял Кончаловский. – И те и другие имели право быть неправыми. Мне очень важно, чтобы исторические личности в этой картине вызывали эмоциональный отклик: не император или Ленин как вождь и трибун, а просто люди со слабостями, с претензиями, с надеждами. Но это нелегко, потому что существуют шаблоны, стереотипы, архетипы…
Размахнулся Андрей Сергеевич широко. Тут и глобальное, и частное, и документальное, и художественное… А что в итоге получилось?
Историк Евгений Спицын удивился, что «Хроники русской революции» оказались очень поверхностными:
– Там практически ничего нет про революцию 1905 года: ни слова о кричащих причинах революции, о Кровавом воскресенье, о восстании на «Потемкине», о III съезде РСДРП (б) и курсе на вооруженное восстание, об Октябрьской политической стачке, о Московском вооруженном восстании и других знаковых событиях 1905-1907 годов (например, аграрном вопросе). Упомянут только Манифест 17 октября 1905 года. Какие же это хроники революции? Ее там, по сути, нет.
Эксперт также отметил резкое деление персонажей на хороших и плохих:
– Николай II, Столыпин, Витте и другие персонажи «царского пошиба», даже Гришка Распутин – все такие степенные, дородные, мудрые… Истинные радетели за Россию и ее народ! В противовес революционерам – мерзким отщепенцам. Ленин в исполнении Евгения Ткачука просто какой-то додик, неврастеник, сумасшедший интриган и негодяй. Это издевательство над личностью вождя. Особо возмутила сцена с Александром Парвусом, которой в реальности не было. В ней Ленин якобы отказывается от денег Парвуса на революцию и с пафосом прогоняет его. А сразу после его ухода посылает к нему своего «адъютанта» тайно получить деньги, поскольку ради революции готов их взять у кого угодно, даже у самого дьявола…
– У меня этот проект вызвал несколько вопросов, – призналась историк Елена Съянова. – Первый: были ли у этого проекта исторические консультанты и если да, то кто из них посоветовал заменить первое название – «Герои и выродки» – на «Хроники русской революции»? Все-таки название «Хроники русской революции» подразумевает документально обоснованное изложение событий самой революции… И второй вопрос: почему советские режиссеры послевоенного периода показывали даже самых отъявленных врагов советской власти с уважением к советским зрителям как к думающим и образованным людям? Вспомните прекрасное исполнение роли Гитлера немецким актером Дицем… Или вспомним героиню «Операции «Трест», где белогвардейская активистка, лютая ненавистница революции в исполнении Людмилы Касаткиной получилась умной, красивой и сильной женщиной. Почему же современные ненавистники всего советского не способны показать своих врагов хотя бы без оглупления и пошленького хихиканья? Именно так – с оглуплением и хихиканьем – в фильме Кончаловского Ленина изображает актер Ткачук, добавив образу еще и собственные ужимки и мимику Мишки Япончика, которого он сыграл в другом сериале. Получился какой-то суетливый и трусливый человечек… Ну такую галиматью не мог бы пропустить ни один исторический консультант!
Спорная трактовка исторических событий, а также «шарж» на Ленина ожидаемо возмутили лидера КПРФ Геннадия Зюганова:
– «Мумия» на «Спасе» и «Хроники русской революции», снятые на деньги олигархов и транслирующиеся на «России-1», на мой взгляд, омерзительные подделки, пытающиеся навязать неискушенному обывателю и молодежи извращенное представление о великих личностях и об исторических событиях в нашей стране. Эдакие паскудные карикатуры на выдуманную заказчиками псевдореальность. Те, кто этим сейчас занимается, – подстрекатели беспорядков в нашей стране.
Впрочем, проект Кончаловского как раз сплотил общество: даже идейные противники коммунистов и всех, кто скучает по Советскому Союзу, высказались о сериале нелестно. Так, в нескольких либеральных изданиях вышли разгромные рецензии на сериал. И общая мысль там такая: проект по замыслу, конечно, масштабный, но «не выдерживает никакой критики с точки зрения исторической достоверности». А еще «это попросту чудовищно скучное кино»…
Лидия Мезина
Фото: START
- БЕCПЛАТНАЯ доска объявлений: https://зеленоград-инфо.рф/ads


