Новости Зеленограда, инфопортал Зеленоград ИНФО
Четверг, 17 Июля, 2025 год
Главная » Общество » «Лиозновой было проще укрощать мужчин, чем женщин»

«Лиозновой было проще укрощать мужчин, чем женщин»


«Лиозновой было проще укрощать мужчин, чем женщин»

Недавно исполнилось сто лет со дня рождения культового кинорежиссера Татьяны Лиозновой.

Ее фильмы – «Три тополя на Плющихе», «Семнадцать мгновений весны», «Карнавал» – знают все. Но какой Татьяна Михайловна была в жизни? Известный киновед, бывший главный редактор киностудии им. Горького и близкий друг Лиозновой Вячеслав Шмыров вспоминает о своем сотрудничестве с легендарным режиссером.

«ОНА ПЕРЕСТАЛА ЧУВСТВОВАТЬ ВРЕМЯ»

– Вячеслав Юрьевич, как вы познакомились с Лиозновой?

– С Татьяной Михайловной я познакомился в 1995 году, это был май – юбилей Победы. Мы устроили в Киноцентре на Красной Пресне вечер в честь создателей фильма «Семнадцать мгновений весны», и он собрал огромный состав киногруппы. Пришли и Тихонов, и Броневой, и Элеонора Шашкова. И вечер стал большим праздником для Лиозновой… А потом, в 1996 году, я пришел работать главным редактором на Киностудию имени Горького, и мы уже стали плотнее сотрудничать, обсуждать деловые моменты и даже дружить.

– Татьяна Лиознова сняла ряд потрясающих картин, но, к сожалению, последний ее фильм – «Конец света с последующим симпозиумом» – обошли вниманием…

– На то было несколько причин. Во-первых, совершенно оголтелый антиамериканизм, который уже не вписывался в те времена, потому что фильм вышел, когда Горбачев объявил перестройку и был взят курс на замирение с Америкой. Начались телемосты, на чем поднялся Познер и ребята из программы «Взгляд». А Татьяне Михайловне было трудно принять перемены – она перестала ощущать своего зрителя, чувствовать время… Поначалу она хотела снять фильм по роману Юлиана Семенова «ТАСС уполномочен заявить», где была взвешенная драматургия, показан сложный многополярный мир. У них с Семеновым сложились очень плохие отношения, но когда Лиознова видела материал, ей было совершенно наплевать на то, что она вчера ругалась с этим человеком. Но тут уже Юлиан Семенов, включив свои связи в КГБ, сделал все, чтобы Татьяна Лиознова не снимала «ТАСС уполномочен заявить». Лиознова «проскочила» мимо этого проекта, но, видимо, в голове у нее что-то осталось. И вдруг ей попалась на глаза эта американская пьеса. Не самая удачная. К тому же Лиознова увлеклась телетеатром, в котором доминировали крупные планы… С картиной ее пригласили в Берлин, устроили показ для дипломатов, журналистов и торговых работников в Доме Дружбы. И это, конечно, был полный провал! Люди побежали из зала при всем уважении к Лиозновой… Когда мы с ней общались, она спрашивала: «Ты посмотрел мой фильм? Может, я сяду перемонтировать?» Я с трудом нашел видеокассеты, посмотрел и ответил: «Татьяна Михайловна, по-моему, фильм не подлежит никакой реанимации».

Еще один очень важный момент заключается в том, что когда она получила роман «Семнадцать мгновений весны», то поняла, что это фильм исключительно для мужчин. А что будут делать женщины? И тогда Лиознова придумала для женской аудитории эпизоды с актрисами Элеонорой Шашковой, Светланой Светличной, Екатериной Градовой. Возникла тема чувственности, тема целомудрия. И родина стала как женщина. Встреча Штирлица с женой – это была как встреча с родиной, и родина обрела некий чувственный ряд. А в фильме «Конец света» ничего подобного нет…

«ЭТО БЫЛО САМОЕ БОЛЬШОЕ УНИЖЕНИЕ»

– И что, после первой же серьезной неудачи Лиознова решила закончить карьеру в кино?

– Нет, завершение карьеры произошло не сразу. Не будем забывать, что в эти годы прошел Пятый съезд кинематографистов, который ознаменовал приход нового поколения в кино. Власть кинематографических «генералов», которая в большей степени ассоциировалась с Бондарчуком и Ростоцким, закончилась. Лиознова являлась художественным руководителем Третьего объединения, начались выборы худруков, и Союз кинематографистов во главе с Элемом Климовым добился того, чтобы Лиознову сместить.

Татьяна Михайловна решила создать музыкальное объединение, потому что, как это ни странно, она хотела снимать музыкальное кино, у нее уже был успех – картина «Карнавал». Написала проект музыкального объединения и пошла с ним в Госкино. Но поскольку Лиознова уже значилась в списке тех, кого сняли на съезде, то к ее музыкальному проекту никто серьезно не отнесся. Тогда она прочитала книгу Вишневской «Галина» и поняла, какая это мощная биография и как это можно интересно показать в кино. Но тут Лиознова сама уже сдалась, пообщавшись с Галиной Павловной. Она поняла, что получит в качестве своего консультанта и критика очень сильную женщину. И остатки здоровья просто потратит на борьбу с ней.

– Странно, что Татьяна Михайловна испугалась противостояния…

– Ей хватило одного разговора, она поняла, что Вишневскую не перебороть. Вообще Лиозновой достаточно было опыта работы с Татьяной Дорониной в картине «Три тополя на Плющихе». Сама Доронина много лет спустя признала тот факт, что мешала работать. Она сказала: «Я взяла курс на срыв съемок». И я недавно понял, почему Доронина на тот момент одновременно снималась в двух картинах – «Три тополя на Плющихе» и «Еще раз про любовь». Во-первых, «Еще раз про любовь» – это был сценарий Радзинского, который с нее пылинки сдувал и мечтал на ней жениться. Во-вторых, режиссер Натансон Доронину просто обожал, называл ее Танечка и Татьяна Васильевна, по любому поводу спрашивал ее мнение. Доронина чувствовала себя на площадке царицей. У Лиозновой же все было иначе. Но дело даже не в этом… В фильме «Еще раз про любовь» Доронина играет «лучшую девушку Советского Союза», то есть должна быть городской, подтянутой, стройной. Когда Радзинский писал эту пьесу, Дорониной было 35 лет и под нее подводилась вся драматургия. А в «Трех тополях на Плющихе» она играла деревенскую тетеху. Два совершенно разных образа… Как-то я нашел актрису, которая по фильму играла дочку Дорониной, ей тогда было 12 лет. И она мне рассказала интересную вещь: «Мы же городские были и жили тогда почти впроголодь. В Москве был страшный дефицит, а представьте, как в других городах? И вдруг приезжаем в эту деревню – и каждый день нам приносят вареную баранину, говядину. Каждый вечер мы жарим шашлыки, каждое утро начинается с молочка, домашнего сыра, яиц… А Татьяна Васильевна все это есть не могла, потому что на завтра у нее была назначена съемка у Натансона…»

Доронину, ширококостную женщину, там по роли надо было загнать в узкую юбочку стюардессы и приталенный пиджачок. А тут люди вокруг тебя веселятся, выпивают, поедают шашлыки от души, а тебе, голодной, приходится во всем себя сдерживать и от всего отказываться. От этого действительно можно было сойти с ума. И однажды Доронина сорвала большую сцену. По сюжету она должна была купить мороженое, на крупном плане его смачно лизнуть, потому что это городской продукт, в деревне мороженого нет… И вдруг, когда мороженщица подошла к Дорониной, та ничего не стала делать. Лиознова спрашивает: «Татьяна Васильевна, где ваши 15 копеек, вы должны купить мороженое». Актриса как ни в чем не бывало отвечает: «Вы что, не знаете? Я не ем мороженое». Повисла пауза… И в этот момент, наверное, произошло самое большое унижение Лиозновой за всю ее карьеру. Все же знали, что она железная леди, суперженщина и так далее. Должна была просто убить Доронину или выгнать, но это означало, что половина фильма пойдет в корзину. Лиознова, сжав кулаки, сказала: «Съемка закончена!» Массовка ахнула… Можете себе представить: арендован вагон электрички, есть персонажи второго плана, которые получают зарплату. Но Лиознова должна была пережить это унижение ради спасения фильма.

Поэтому Татьяна Михайловна не захотела сражаться с Галиной Вишневской. Ей, конечно, было проще укрощать мужчин, чем женщин. Мужчинам Лиознова говорила: «Ты что, не мужик?» И это срабатывало, мужчина сразу уступал…

Анжела Якубовская

Фото из архива В. Шмырова,

М. Альперт/РИА «Новости»

Источник

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*

© 2025 Зеленоград ИНФО – ещё ближе к городу. Все права защищены.

22:39 17 Июля
 Чт, 2025
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru