Новости Зеленограда, инфопортал Зеленоград ИНФО
Среда, 17 Августа, 2022 год
Главная » Общество » В Зеленограде » К 65-летию Зеленограда: ИСТОРИЯ СТАНЦИИ КРЮКОВО (1851-1917 гг.)

К 65-летию Зеленограда: ИСТОРИЯ СТАНЦИИ КРЮКОВО (1851-1917 гг.)

К 65-летию Зеленограда: ИСТОРИЯ  СТАНЦИИ  КРЮКОВО (1851-1917 гг.)
К 65-летию Зеленограда: ИСТОРИЯ СТАНЦИИ КРЮКОВО (1851-1917 гг.)

          В первой четверти Х1Х в России зарождается тенденция «идти в ногу» с прогрессом, используя опыт зарубежных стран, но опираясь на собственные силы. Огромную роль в ее реализации   сыграл император Николай 1, о чем свидетельствует, например, его личная позиция по развитию железнодорожного транспорта. Инженер по образованию, он по достоинству оценил проект профессора Петербургского университета Щеглова (1830 г.) о необходимости расширять связи северной столицы с другими губерниями путем строительства железных дорог. Проект предполагал постройку «чугунки» до Твери, что позволило бы укоротить путь к бассейну реки Волги. Поддержка идеи новых путей сообщения царем (при единогласном отрицательном мнении всех высших чиновников власти) вызвала бурную активность. Свои услуги на кабальных условиях предлагали западные инженеры. Но Россия пошла другим путем. В марте 1841 года Николай 1 создает комиссию для разработки проекта строительства железной дороги С-Петербург-Москва. Для изучения опыта создания и эксплуатации железных дорог были направлены русские ученые в разные страны – Францию, Англию, Германию, Бельгию, Австрию и США. К зарубежному опыту прибавили «национальные особенности»: ширина железнодорожной колеи была больше, чем в Европе (сделано это с учетом обороноспособности страны), а сама железная дорога представляла собой ровную прямую линию. Рукой императора Николая 1 на ней была поставлена точка, обозначавшая будущую станцию Крюково. Отсутствие всякой видимой логики при принятии этого решения породило впоследствии несколько легенд. Об одной мы уже упоминали – Промысел Божий. Другая – связана с местом расположения Нового Иерусалима: от этой точки самый короткий до него путь для желающих посетить это святое место. Имеет право на существование и третья легенда, связанная с тем, что в непосредственной близости от указанного места (здесь сейчас небольшой скверик с бюстом А.С.Пушкина) была маленькая деревенька Крюково, где в своем небольшом помещичьем доме жил с семьей герой Отечественной войны 1812 г. и участник заграничных походов русской армии 1813-1814 гг., известный декабрист, отбывавший ссылку в Сибири, Михаил Александрович Фонвизин (племянник знаменитого автора «Недоросля»). И здесь вспоминается Б.Пастернак с его определением «случайности» («чем случайней, тем вернее»), рожденной из впечатлений жизни. Их было у Николая 1 великое множество, поскольку его правление совпало с эпохой революционных потрясений на Западе, а вступление в должность императора омрачилось восстанием декабристов.   

       В сознание многих поколений людей он вошел, как «Николай Палкин», «жандарм Европы» (эти эпитеты «прилепили» ему представители радикального направления борцов за свободу, готовивших свержение самодержавного строя в России, в начале ХХ в., накануне первой русской революции 1905-1907 гг. и утвердилось в нашей стране после свержения самодержавия в 1917 году). В качестве доводов приводились расправа над декабристами, введение цензуры, увеличение полномочий тайной полиции, подавление польского восстания и многое другое, в том числе и гибель А.С.Пушкина. (Кстати, А.С.Пушкин, поддерживая позицию Николая 1 в польском вопросе, откликнулся стихотворением «Клеветникам России», сохранившем актуальность и в наши дни.) Поскольку император Николай 1 является «своеобразным крестным отцом» ст.Крюково, попробуем разобраться в его личности и мотивах поведения более подробно.

      После дворцовых переворотов ХУШ в., связанных в основном с представителями женского пола, император Павел 1 утверждает Закон о престолонаследии, по которому власть переходит по наследству только сыновьям по старшинству. В соответствии с этим законом в связи с неожиданной кончиной Александра 1 (1825), российский престол должен был занять второй сын – Константин Павлович. Но он еще задолго до смерти брата официально объявил о своем отречении от престола, что держалось в строжайшей тайне. Третий сын Николай, не обремененный «царскими заботами», был далек от государственных дел. Несмотря на то, что в его образование входили по традиции и военные науки, он с юных лет хорошо рисовал, имел неплохой художественный вкус, очень любил музыку, хорошо играл на флейте, был тонким ценителем оперного и балетного искусства. Хорошо ему давались инженерное дело и фортификация. (Забегая вперед, отметим, что при его правлении политика министерства народного образования была направлена на преимущественное развитие специальных технических учебных заведений. Именно при Николае 1 были заложены основы современного инженерного образования.) Исполняя обязанности генерал-инспектора по инженерной части с 1817 г., далекий от политики, он жил счастливой семейной жизнью. И вот наступает трагический день в его жизни. Получив известие о кончине Александра 1, не оставившего наследников, Николай, не зная об отречении брата Константина, присягает ему.   Сложилась парадоксальная ситуация: Николай и общество   присягают Константину, а Константин отрекается от престола. Этой заминкой и воспользовались члены тайных обществ, которые посчитали сложившуюся ситуацию наиболее благоприятной для открытого выступления против власти. Об этом стала известно Николаю 12 декабря. Информация о готовящемся выступлении тайных обществ и решительный отказ Константина занять престол вынудило Николая согласиться на изменение присяги и стать императором. В первый же день своего правления, столкнувшись с восстанием декабристов – представителей высшего дворянства – он был поставлен перед сложнейшим внутренним выбором: стрелять или не стрелять. Решение давалось нелегко. Не стрелять – значит «запустить» механизм смуты с ее предсказуемыми последствиями (в конце ХУ1-начале ХУП вв. Россия пережила период смуты, которая, углубляясь, вовлекала все более широкие слои населения, а также иноземцев, вмешательство которых в форме открытой интервенции поставило под угрозу независимость нашей страны). Хотели ли это на самом деле «заговорщики», которых он знал лично, хотя, как выяснилось, знал плохо?   8 декабря, за неделю до восстания, кавалергард Иван Анненков танцует мазурку с императрицей на великосветском балу; в мятежном каре на Сенатской площади – и офицер Генерального штаба, и адъютанты, по долгу службы непосредственно соприкасавшиеся с ним.. Николай выбирает жесткость,. но не сразу. Ему не хотелось начинать свое правление с трупов солдат, слепо следующих за своими любимыми офицерами, героями войны 1812 г., а также своих недавних сподвижников. Николай, придя на площадь сам, пытается предотвратить трагедию. И даже будучи обруган и унижен, уходит, не отдавая пока приказа «Огонь». Ему на смену пришли парламентеры – два митрополита. И они не смогли переломить ситуацию. Последовал первый приказ –стрелять вверх, потом – по ногам, и только на третий раз – приказ стрелять картечью. Гибли десятками солдаты, прикрывая своими телами офицеров. Личная преданность своим командирам привела солдат на площадь, эта же преданность спасла жизни всех членов тайного общества во время расстрела. Позднее пятерых приговорили к смертной казни, других осудили к ссылке в Сибирь, на Кавказ, где шла война. Среди тех, 27 лет провел в сибирской ссылке был наш земляк Михаил Александрович Фонвизин.   Жесткая расправа, учиненная новым императором, была, по его мнению, необходима для сохранения мира в обществе.. Но, она сидела «занозой» в сердце всю его жизнь. И не является ли точка на карте с обозначением маленькой деревеньки Крюково стремлением хоть как-то облегчить свою душу? О М.А.Фонвизине мы поговорим подробнее, тем более, что за долгие годы раздумий в мировоззрении декабристов произошел кризис их взглядов, еще в достаточной степени не изученный и не описанный в литературе. Николай 1 это интуитивно, как человек глубоко образованный, чувствовал. Может быть, точка на карте появилась, как результат его размышлений о трагической судьбе очень незаурядного человека, о его желании привлечь внимание к этой личности будущих историков? Если это так, то ход его мысли был абсолютно правильным.

        А теперь продолжим разговор о железной дороге, получившей название Николаевской. Эта первая двухколейная дорога в России положила начало созданию железнодорожной сети общегосударственного значения. Протяженность ее – 645 км, проходила по семи губерниям – Петербургской, Московской, Новгородской, Тверской, Псковской, Витебской и Смоленской. Поезда останавливались на 34-х станциях 1-1У классов. (Крюково относилось к третьему классу.) В соответствии с классами строились и вокзалы: 1-П – каменные, Ш-1У -деревянные. На всех станциях создавались сооружения для заправки паровозов водой. На станциях Ш-1У классов были два таких здания, расположенных по обеим сторонам хода поездов. Для обеспечения водой создавались специальные водоемы. В нашем случае – имеющийся глубокий котлован был заполнен водой путем перекрытия рядом протекавшей речки Сходня. Так появилась знаменитая «Водокачка» – любимое место отдыха многих поколений крюковчан. Эта традиция перешла и к зеленоградцам с одним отличием – большей благоустроенностью этих мест и новым названием – «Школьное озеро». На правой стороне Крюково (в районе современного железнодорожного депо) был другой водоем – «Резерв».   Из водоемов жидкость перекачивалась паровыми насосами в водонапорные башни, а оттуда поступала в паровозы. Для топки котлов использовались дрова, благо – леса в округе было в изобилии .Но наши предки думали и о будущем. Вот почему вокруг станций, где паровозы заправлялись дровами, создавались лесничества для воспроизводства лесного богатства. Это в полной мере относится и к нашей малой родине. Остатки плодов работы наших предков в этом отношении сохранились в виде сосен в 11, 9. 10 и 5 микрорайонах Зеленограда.

        Для связи между станциями с 1852 г. использовался телеграф. Вначале провода в изоляционном виде прокладывали внизу вдоль шпал, а затем их подняли вверх с использованием телеграфных столбов. Один аппарат предназначался для нужд железнодорожных служащих, другой – для правительственной связи и частных корреспонденций. Жизнь в дореволюционной России (это был органичный элемент деревенской культуры) не мыслилась без баньки и духовного очищения – обязательного посещения церкви. Вот почему в одном из двух зданий первоначальных вокзалов – Московском –   был иконостас, где каждую субботу проходило богослужение. С появлением станции с ее инфраструктурой меняется социальный состав населения. Соединение столиц и губерний, доступность и повышенная комфортность (в рамках того времени) передвижения через станцию Крюково способствуют мобильному освоению территории нашей малой родины. Здесь покупают землю, строят дачи, школы, дороги, больницу, санаторий представители научной (связанной с московским университетом) и разночинной интеллигенции, купечества, духовенства и др. «Приглянулись» наши места писателям, поэтам, художникам, о чем узнаем из их собственных воспоминаний или других источников. Бум с освоением наших мест связывается с открытием движения по Николаевской железной дороге в 1851 году. Среди первых трех покупателей земли рядом с обозначенной станцией Крюково был мой предок – мещанин из Клина Васильев Михаил Васильевич. В 1860 году наши прекрасные места впервые увидел профессор Московского университета Модест Яковлевич Киттары, приехав в гости к своей сестре – супруге священника Спасской церкви. Он «открывает» славную полувековую историю меценатства на нашей исторической родине.

   Автор: Александра Васильева

 история станция Крюково Зеленоград

Опубликовать:

Новости

27.07.2022    К 65-летию Зеленограда: ИСТОРИЯ  СТАНЦИИ  КРЮКОВО (1851-1917 гг.) 155   К 65-летию Зеленограда: ИСТОРИЯ  СТАНЦИИ  КРЮКОВО (1851-1917 гг.) 0

Выдано разрешение на строительство первого дома по реновации на Заводской

27.07.2022    К 65-летию Зеленограда: ИСТОРИЯ  СТАНЦИИ  КРЮКОВО (1851-1917 гг.) 166   К 65-летию Зеленограда: ИСТОРИЯ  СТАНЦИИ  КРЮКОВО (1851-1917 гг.) 0

Пьяную женщину за рулем остановили на пятом микрорайоне. Её уже судили за нетрезвое вождение

26.07.2022    К 65-летию Зеленограда: ИСТОРИЯ  СТАНЦИИ  КРЮКОВО (1851-1917 гг.) 354   К 65-летию Зеленограда: ИСТОРИЯ  СТАНЦИИ  КРЮКОВО (1851-1917 гг.) 0

Новые чипы для автопрома представил «Микрон»

26.07.2022    К 65-летию Зеленограда: ИСТОРИЯ  СТАНЦИИ  КРЮКОВО (1851-1917 гг.) 326   К 65-летию Зеленограда: ИСТОРИЯ  СТАНЦИИ  КРЮКОВО (1851-1917 гг.) 0

Участки между старым и новым городом выставят на торги под строительство предприятий, складов, магазинов и офисов

26.07.2022    К 65-летию Зеленограда: ИСТОРИЯ  СТАНЦИИ  КРЮКОВО (1851-1917 гг.) 348   К 65-летию Зеленограда: ИСТОРИЯ  СТАНЦИИ  КРЮКОВО (1851-1917 гг.) 0

Тибетские гонги прозвучат в парке Победы 31 июля. Под них можно медитировать

26.07.2022    К 65-летию Зеленограда: ИСТОРИЯ  СТАНЦИИ  КРЮКОВО (1851-1917 гг.) 372   К 65-летию Зеленограда: ИСТОРИЯ  СТАНЦИИ  КРЮКОВО (1851-1917 гг.) 0

В Озеропарке пройдёт серия концертов духового оркестра "FV BRASS"

26.07.2022    К 65-летию Зеленограда: ИСТОРИЯ  СТАНЦИИ  КРЮКОВО (1851-1917 гг.) 404   К 65-летию Зеленограда: ИСТОРИЯ  СТАНЦИИ  КРЮКОВО (1851-1917 гг.) 0

К 65-летию Зеленограда: ИСТОРИЯ СТАНЦИИ КРЮКОВО (1851-1917 гг.)

25.07.2022    К 65-летию Зеленограда: ИСТОРИЯ  СТАНЦИИ  КРЮКОВО (1851-1917 гг.) 843   К 65-летию Зеленограда: ИСТОРИЯ  СТАНЦИИ  КРЮКОВО (1851-1917 гг.) 0

«Русский лес» откроет еще одно кафе в Зеленограде – теперь в 17 микрорайоне

25.07.2022    К 65-летию Зеленограда: ИСТОРИЯ  СТАНЦИИ  КРЮКОВО (1851-1917 гг.) 862   К 65-летию Зеленограда: ИСТОРИЯ  СТАНЦИИ  КРЮКОВО (1851-1917 гг.) 0

Реку Ржавку реконструируют в течение года

25.07.2022    К 65-летию Зеленограда: ИСТОРИЯ  СТАНЦИИ  КРЮКОВО (1851-1917 гг.) 787   К 65-летию Зеленограда: ИСТОРИЯ  СТАНЦИИ  КРЮКОВО (1851-1917 гг.) 0

В 19-м микрорайоне построят кафе или ресторан

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • »
  • »»»

К 65-летию Зеленограда: ИСТОРИЯ  СТАНЦИИ  КРЮКОВО (1851-1917 гг.)К 65-летию Зеленограда: ИСТОРИЯ  СТАНЦИИ  КРЮКОВО (1851-1917 гг.)К 65-летию Зеленограда: ИСТОРИЯ  СТАНЦИИ  КРЮКОВО (1851-1917 гг.)

К 65-летию Зеленограда: ИСТОРИЯ  СТАНЦИИ  КРЮКОВО (1851-1917 гг.)

К 65-летию Зеленограда: ИСТОРИЯ  СТАНЦИИ  КРЮКОВО (1851-1917 гг.)

К 65-летию Зеленограда: ИСТОРИЯ  СТАНЦИИ  КРЮКОВО (1851-1917 гг.)

К 65-летию Зеленограда: ИСТОРИЯ  СТАНЦИИ  КРЮКОВО (1851-1917 гг.)

К 65-летию Зеленограда: ИСТОРИЯ  СТАНЦИИ  КРЮКОВО (1851-1917 гг.)

К 65-летию Зеленограда: ИСТОРИЯ  СТАНЦИИ  КРЮКОВО (1851-1917 гг.)

Интернет-СМИ Зеленоградского округа города Москвы «Zelenograd-news.ru» (Зеленоград-ньюс.ру)

Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 – 76259 выдано федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 12 июля 2019 г.

Учредитель: ООО “Медиакомпания “Зеленоград сегодня”

Главный редактор: Кузнецов А.З.

Адрес редакции: 124482, г. Москва, г. Зеленоград, корп. 123

КОНТАКТЫ РЕДАКЦИИ:

+7 499 702-45-03

info@zelenograd-news.ru

© 2019, Медиакомпания
“Зеленоград сегодня”

18+

Копирование и перепечатка материалов сайта допускаются исключительно с письменного разрешения редакции

К НАЧАЛУ СТРАНИЦЫ
Источник

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*

© 2022 Зеленоград ИНФО – ещё ближе к городу. Все права защищены.

10:01 17 Августа
 Ср, 2022
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru