Проходивший в течении недели в Выборге 33 й кинофестиваль российского кино «Окно в Европу» нарушил сложившиеся за многие годы традиции и стереотипы уже в первый день проведения.
Фестиваль «Окно в Европу»: разрушая стереотипы
Вместо официальной части с приветствиями от руководства Союза кинематографистов и Ленинградской области гости слушали капустник в исполнении президента фестиваля, известного кинорежиссёра Сергея Урсуляка и актрисы Дарьи Мельниковой.
На церемонию был приглашён почетный гость, народный артист России Федор Добронравов, который как заметил Урсуляк, «очень хотел вести церемонию открытия, но проиграл Дарье Мельниковой». Потому что в детстве не играл в популярных сериалах, не получал престижную кинопремию «Аванс», а только отдельно аванс и премию, и …не входил в сотню самых самых красивых женщин кино и театра, даже в ранней юности.
В нарушение традиций, фильмом открытия стала простая и незатейливая комедия «Геля», режиссера Стаса Иванова, которая в последний момент была включена в конкурс «Выборгский счет», в котором оценки ставит не жюри, а зрители.
Продолжилось нарушение традиции и возросшими ценами на билеты на киносеансы. Если в прошлые годы, кстати, уже после пандемии, билеты на дневные и вечерние сеансы стоили от 300 до 500 рублей, то в этом году – полторы тысячи, а на последний сеанс фестиваля в день его закрытия, билеты продавались по 1600 рублей. Вероятно, по этой причине многие выборжцы не смогли осуществить свои мечты – купить билеты больше чем на один сеанс. И потому зал во время конкурсов неигрового, да и игрового конкурсов был заполнен чуть больше или меньше, чем наполовину.
Не было среди гостей фестиваля легенд кино, кроме, пожалуй, народного любимца Федора Добронравова, режиссера и генерального директора «Мосфильма» Карена Шахназарова и народной артистки России Ларисы Лужиной. Но и они приезжали всего на два-три дня, как и актриса и депутат Госдумы, заместитель думского комитета по культуре Елена Драпеко, представившая фильм «А зори здесь тихие» на вечере, посвященном 50-летию его выхода в свет. Обидно, и это отметили критики и насмотренные зрители, что среди конкурсных фильмов талантливых работ, а не ширпотребных однодневок, оказалось немного…
Не обошлось без технических накладок: в зале во время просмотра в первые дни киносмотра случались проблемы со звуком, пока один звукорежиссёр, находящийся в зале, не навёл суеты и только тогда всё исправили. Во время общения со зрителями, после показов, было сложно слышать, что говорили сами актёры, режиссёры, продюсеры. Правда, позже всё исправили.
Несомненно, на фестивале были картины достойные внимания.
К примеру, фильм Ильи Хотиненко и Владимира Карабанова «Чучело». Как заметила продюсер Елена Гликман, это не ремейк картины Ролана Быкова, а новая экранизация повести Владимира Железникова для молодого поколения.
Мюзикл, в основу которого легла театральная постановка Карабанова по мотивам «Чучела» с песнями и танцами. Авторы перенесли действие в наши дни, а основным источником зла сделали соцсети, развращающие неокрепшие юные умы. Правда, представления об интернете остались где-то в эпохе фотожаб начала 2000-х, когда персонажей фильма еще и на свете-то не было.
Интересно, что Чучело в фильме играет блондинка Мария Симонова, а присвоенная ей обидная кличка объясняется самым нелепым образом. Фильм также прирос отсутствовавшим в оригинале хеппи-эндом. В итоге, как отмечают известные критики, вместо серьезного разговора о буллинге фильм «Чучело» превращается в абсурдистую комедию, где поющие школьные учителя бороздят небеса на летающих тарелках вместе с инопланетянами в зеленых трико, а артист Кирилл Кяро внезапно начинает читать рэп.
Режиссер Евгений Григорьев и один из его соавторов сценария и продюсеров, Иван Капитонов, не скрывали, что их лента «Кто-то должен умереть» появилась на свет экспромтом, всего за несколько дней. Приступая к съемкам, эта многочисленная команда и актеры, как признался со сцены перед этим Григорьев, еще не знали финал истории
А вот полнометражный режиссерский и сценарный дебют Камилы Рамазановой «Встречные» — попытка представить на экране что-то, похожее на российскую реальность. Получается, правда, все равно не очень правдоподобная картинка н воображаемой глубинки, населенной персонажами советских фильмов эпохи позднего застоя, которые ведут друг с другом задушевные разговоры.
Вообще, игровой конкурс оказался самым уязвимым. Вытеснение режиссеров старшего и среднего поколения — примета практически всех игровых конкурсов. Курс повсеместно взят на молодых, да ранних. Потому Слава Росс, представлявший картину «Догги», оказался едва ли не единственным, кто сумел до конца удержать планку. Остальных бросало из стороны в сторону. – уверена кинокритик Светлана Хохрякова.
В рамках кинофестиваля «Окно в Европу» в библиотеке Алвара Аалто состоялась презентация международного медиафорума молодых журналистов «Диалог культур». Проект представил его идейный лидер и организатор, председатель медиа-конгресса «Содружество журналистов» Ашот Джазоян.
В 1998 году по инициативе Ашота Джазояна на факультете журналистики Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова был создан международный курс для студентов факультетов журналистики государственных университетов стран СНГ и Балтии. Во время каникул у Ашота Егишеевича родилась идея провести встречу студентов в Эрмитаже, и он обратился к директору Государственного Эрмитажа Михаилу Пиотровскому, который поддержал эту инициативу.
В результате появился медиафорум «Диалог культур». В прошлом году в нем приняли участие 350 авторов из 32 стран. За 19 лет существования форума его участники представили более 3000 работ об истории и традициях своих стран, создали более 5000 репортажей об Эрмитаже, Санкт-Петербурге, Ленинградской области и других регионах нашей страны. В 2024 году аудитория трансляции насчитывала более 40 000 уникальных пользователей. Свои работы прислали участники из 65 регионов России.
Жюри игрового конкурса возглавлял едва ли не самый востребованный сценарист наших дней Олег Маловичко. На открытом заседании жюри он выступил образно, хотя и витиевато: «Я хотел бы спрятаться за спину Чарльза Диккенса и переиначить его фразу применительно к фестивалю. «Это была прекрасная неделя. Это была ужасная неделя. Это была прекрасная программа. Это была ужасная программа. Нас несло по кочкам все эти дни. Мы находились на пике восторга и на дне отчаяния. И эту радость, и эту боль нам подарили картины конкурса. Мне хотелось в каждой конкурсной картине обострить конфликт. Мы сильно оторвались от того, что происходит в стране, в мире, вокруг нас. Как будто турбулентность последних нескольких лет, она где-то там.
Киновед и режиссер Любовь Аркус, возглавлявшая жюри документального конкурса, отметила, что в конкурсе было немало хороших картин о людях, а не об абстракциях. Ее порадовало то, что документальное кино отошло от привычных в последнее время трендов. Аркус считает, что в нашей стране все больше делалось зализанного, блокбастерного документального кино за большие бюджеты, в котором мало человеческого, и так называемого кинонаблюдения, занявшего слишком много места.
Как заметил киновед и программный директор фестиваля Андрей Апостолов, собрать программу сугубо фестивального кино все сложнее. Смелых и экспериментальных картин практически нет.
РАЗДАЧА СЛОНОВ
А вечером последнего дня фестиваля победителям вручили награды на торжественной церемонии закрытия форума, которая по традиции прошла в стенах Выборгского замка.
Президент фестиваля Сергей Урсуляк вел церемонию вместе со своей дочерью, Дарьей, и даже прошелся по этому поводу в свойственной ему манере, заметив, что не все в оргкомитете знали, что это его дочь.
– Наивные, они думали, что родственные связи в кино ушли в прошлое, – заметил режиссер под смех гостей и зрителей.
Кстати, Урсуляк рассказывал, что в молодые годы подрабатывал конферансье, в том числе на свадьбах, и это ему до сих пор помогает – когда простой в работе режиссера, он берется за старое.
Обладателем Гран-при игрового конкурса стала картина День рождения Сидни Люмета Рауля Гейдарова.
Специальный приз жюри «За искренность и человечность» – получила картина «Встречные», режиссера Камилы Рамазанова
Специальный приз жюри «За энергию на экране» – Геля, реж. Стас Иванов
В Конкурсе «Выборгский счет»: Большой приз им. Армена Медведева получил фильм Жемчуг, реж. Тина Баркалая,
В конкурсе неигрового кино: Главный приз – «Инстинкт», режиссер Филипп Устинов
В конкурсе анимационного кино Главный приз – «Жил был тигр», реж. Марина Верик, Дмитрий Мосягин
Андрей Князев,
Алексей Вищец.
- БЕCПЛАТНАЯ доска объявлений: https://зеленоград-инфо.рф/ads