80 лет назад закончилась Вторая мировая война. Ее финалом стал разгром милитаристской Японии, главной сухопутной силой которой являлась Квантунская армия. Японские вооруженные силы захватили огромные территория в Тихоокеанском регионе и после разгрома нацистской Германии перед Красной армией стояли новые задачи: выполнить взятые перед союзниками обязательства, разгромить Квантунскую армию, освободить Китай и Корею, вернуть утраченные в начале 20 века российские земли.
Еще в начале 1930-х годов милитаристская Япония захватила крупную область северо-восточного Китая, Маньчжурию, и создала там марионеточные государства Маньчжоу-го и Мэнцзян. На территории Маньчжурии и дислоцировалась Квантунская армия. В Токио собирали сведения о дорогах к столице Монголии и дорогах в СССР вплоть до Урала. Летом 1938 года японские войска предприняли первую попытку вторжения на территорию СССР у озера Хасан, но были отброшены. Спустя год они вторглись на территорию Монголии в районе реки Халхин-гол. Потерпев тогда поражение от войск Красной армии, правительство Японии в апреле 1941-го года заключило с СССР договор о нейтралитете. Свои подписи под ним поставили нарком иностранных дел СССР В.Молотов и министр иностранных дел Японии Е.Мацуока. Но отношения между двумя странами оставались недружественными. Советские пограничники регулярно фиксировали случаи нарушения японскими войсками границ СССР. Правительство Японии объясняло эти инциденты чистой случайностью, но в Кремле так не считали. В июне 1941 года, сразу после нападения Германии на СССР, Мацуока предложил нанести удар по территории СССР на Дальнем Востоке. Генеральный штаб Японии разработал план военной операции. Он предусматривал оккупацию Владивостока, Хабаровска, Иркутска, Красноярска и даже Омска. Наступление было решено начать сразу после захвата гитлеровцами Москвы. Но германский блицкриг потерпел поражение и японское правительство приняло решение изменить вектор своей экспансии. 7 декабря 1941 года японские бомбардировщики и подводные лодки нанесли удар по американской военно-морской базе на Гавайских островах в Перл-Харборе. Развивая успех, японская армия захватила английские колонии Гонконг, Малайю, Сингапур и принадлежавшие США Филиппинские острова. Исправить положение западные союзники надеялись с помощью СССР. В декабре 1941 года президент США Ф.Рузвельт обратился к И.Сталину с предложением разорвать советско-японский договор о нейтралитете и объявить войну Японии. Но Сталин ответил отказом. В то время наша страна в одиночку сдерживала агрессию гитлеровской коалиции и вела кровопролитные бои на подступах к Москве. Рузвельт пытался добиться хотя бы согласия Москвы разместить на территории советского Дальнего Востока американские военные базы, чтобы вести разведку и бомбить Японию. Но снова получил отказ. Для нас в это время был жизненно необходимо избежать войны с Японией.
Начало боевых действий своих армий против Германии в континентальной Европе правительства США и Великобритании постоянно откладывали, но при этом настаивали на участии СССР в войне против Японии. Этот вопрос снова обсуждался на Тегеранской конференции в конце ноября 1943 года. «К сожалению мы пока не можем присоединить своих усилий к усилиям англо-американских друзей, потому что заняты на западе, и у нас не хватает сил для каких-либо операций против Японии. Это может иметь место, когда мы заставим капитулировать Германию. Тогда общим фронтом ударим по Японии», – таков был ответ И.Сталина на требования У.Черчилля и Ф.Рузвельта.
В феврале 1945 г. на конференции в Ялте западные союзники напомнили Сталину о его обещаниях. США ожидали помощи русских в боевых действиях против Японии. За вступление в войну против Японии Рузвельт и Черчилль признавали за СССР утраченные еще царской Россией Курильские острова и южную часть острова Сахалин. Сталин согласился и назвал конкретный срок вступления СССР в войну против Японии – не позднее чем через три месяца после капитуляции нацистской Германии.
В июле 1945 года на конференции в Потсдаме союзники потребовали от Японии безоговорочной капитуляции, но согласия не получили. Военное командование империи полно было решимости сражаться до конца. Ура-патриотические настроения поддерживало и японское общество. Трехмесячный срок после поражения нацистской Германии истекал 8 августа. По приказу Сталина в мае-начале августа 1945 года на Дальний Восток была переброшена часть высвободившихся на западе войск и техники (более 400 тысяч человек, 7137 орудий, 2119 танков и САУ).
В середине 1944 года, когда Красная армия одержала целый ряд крупных побед над германскими войсками, японское командование начало строительство 17 укрепленных районов вдоль границы с СССР и Монголией. Их фланги упирались в труднопроходимую местность, болота и горы. Квантунская армия насчитывала более 700 тысяч человек, 1155 танков, 5360 орудий, 1800 самолетов и 25 боевых кораблей.
Преимущество Красной армии измерялось не только количественными, но и качественными показателями. Японское вооружение и техника значительно уступали советским. Все это понимало и командование Квантунской армии. Но свои надежды оно возлагало не на легкие танки и 37-мм орудия, не способные пробить броню советских танков, а на особый дух японской армии и подразделения добровольцев-смертников. Каждая пехотная дивизия Квантунской армии имела в своем составе батальон «смертников». В распоряжении командования Квантунской армии было и оружие массового поражения. Неподалеку от Харбина располагалась закрытая военная база. Во всех документах она значилась как управление по водоснабжению и профилактике. На самом деле, так называемый «отряд номер 731» состоял из двух тысяч ученых, специалистов в области бактериологического оружия. Изуверским экспериментам подвергались военнопленные и мирное население. Позднее на складах базы были обнаружены накопленные сотни килограммов возбудителей сибирской язвы, тифа, дизентерии. Японцы разработали новый способ атаки противника: распыление с самолетов блох, зараженных чумой. Это оружие планировалось применить сразу после начала войны с СССР. Стремительное наступление Красной армии и захват секретной лаборатории не позволили японцам использовать бактериологическое оружие.
Замысел советского наступления в оккупированной японцами Маньчжурии на огромном фронте в 2700 километров предполагал одновременное наступление с северо-запада (Забайкальский фронт) и с востока ( 1-й и 2-й Дальневосточные фронты), рассечение Квантунской армии на части. Войскам Забайкальского фронта предстояло наступать с территории Монголии через пустыню Гоби, преодолеть горный перевал Большой Хинган и выйти в самый центр Маньчжурии. Туда же, но с востока, из советского Приморья, должен был нанести удар Первый Дальневосточный фронт под командованием Мерецкова. Войскам Второго Дальневосточного фронта при содействии Амурской военной флотилии было приказано нанести вспомогательные удары из Амурской области и Благовещенска. Общее командование возлагалось на маршала Советского Союза А.Василевского, который за годы Великой Отечественной зарекомендовал себя как блестящий стратег. В целях дезинформации японской разведки в радиограммах его называли генерал-полковником Васильевым.
Войска выходили на исходные рубежи. Самой большой проблемой стала нехватка разведывательных данных. Советское командование обратилось за помощью к действовавшим в Маньчжурии китайским партизанам. Коммунисты во главе с Мао Цзедуном оказали Красной армии посильное содействие.
Утром 6 августа, когда до начала советской операции в Маньчжурии оставались считанные дни, американский бомбардировщик Б-29 сбросил ядерную бомбу на Хиросиму. Новый президент США Г.Трумен считал участие СССР в этой войне нежелательным. Победа СССР позволила бы коммунистам укрепить свои позиции на Дальнем Востоке. Поэтому президент США стремился заставить Японию капитулировать до начала наступления Красной армии. 9 августа американцы сбросили атомную бомбу на Нагасаки.
После разгрома нацистской Германии страны Запада рассматривали Японию не только как противника, но и как возможного союзника против нового врага – СССР. Американские и британские штабные стратеги уже разрабатывали планы новой войны, Третьей мировой, и Японии в ней отводилась особая роль. Удар по Советскому Союзу одновременно по двум стратегическим направлениям, с запада и с востока, поставил бы СССР в трудное положение. Японская армия была сильна духом, но плохо вооружена и оснащена. Американская военная промышленность могла легко это исправить, обеспечив армию Японии современными самолетами и танками. В Москве понимали, что сейчас решалось политическое будущее всего Азиатско-Тихоокеанского региона, и поэтому нанести поражение Японии должна была именно Красная армия. Но расчет Трумена на то, что атомный удар полностью деморализует правительство Японии, не оправдался. Японцы не спешили капитулировать. В Токио ставка была сделана на упорное сопротивление. Командование японской армии считало, что если войска противника будут нести серьезные потери, то ему придется смягчить свои политические требования.
8 августа 1945 года в 17.00 по московскому времени посла Японии в СССР вызвали в Кремль для вручения официальной ноты. В ней было сказано: «Советское правительство заявляет, что с завтрашнего дня, то есть с 9 августа, Советский Союз будет считать себя в состоянии войны с Японией. Новость из Москвы произвела в правящих кругах Японии эффект разорвавшейся бомбы. По расчетам японской разведки переброска частей Красной армии из Европы на Дальний Восток могла быть осуществлена за один месяц. Но о том, что советские ударные части уже были сосредоточены на границах с Маньчжурией и полностью готовы к наступлению, никто в Японии не предполагал.
Командующий Квантунской армией генерал О.Ямада был убежден, что советские войска не отважатся штурмовать хорошо укрепленные позиции в условиях муссонных дождей, которые застигли советские войска еще во время выдвижения на исходные позиции. На восточном фланге советских войск, в полосе наступления Первого Дальневосточного фронта, погода испортилась как раз накануне начала операции. Для Красной армии, которая на протяжении четырех лет сражалась в любую погоду, сезон дождей не стал непреодолимым препятствием. Советские войска пошли в атаку без артиллерийской подготовки. Как и планировалось, решающую роль сыграл фактор внезапности. Передовые отряды смогли проникнуть незамеченными в тыл укрепленных районов и овладеть дотами с минимальными потерями в личном составе. На западном фланге советских войск, где наступал Забайкальский фронт, погода была ясной. Мощный артиллерийский огонь, плотность которого достигала 200 орудий на километр, буквально снес передовой край обороны противника. К исходу первого дня наступления 6-я танковая армия, наступавшая с территории Монголии, продвинулась сразу на 150 километров. А наступление из района Благовещенска развивалось не столь стремительно. Причиной тому была необходимость форсировать крупные реки Амур, Сунгари, уровень воды которых сильно поднялся из-за проливных дождей. Помощь 15-й армии и 5-му отдельному корпусу оказала Амурская военная флотилия. Канонерские лодки и бронекатера вели плотный огонь по береговой обороне противника и высаживали десанты в тыл японских войск. Вскоре ожесточенные бои развернулись уже на правом берегу Амура. Советское наступление на широком фронте оказалось настолько неожиданным и мощным, что японское командование сразу потеряло общий контроль над обстановкой и своими войсками. Организовать прочную оборону по всему фронту в этих условиях было невозможно. В то же время отдельные подразделения японской армии оказывали стойкое сопротивление, опираясь на железобетонные доты. Японские командиры приковывали своих солдат цепями, чтобы они не отступали и сражались до последнего. Но фанатичное сопротивление отдельных гарнизонов не изменило общий ход событий. Передовые отряды советских войск с запада и с востока устремились в центр Маньчжурии. А изолированные очаги сопротивления японцев оказались глубоко в тылу и были блокированы советскими войсками второго эшелона. Почти двухтысячная армия марионеточного государства Маньчжоу-го, выполнявшая во время оккупации карательные функции, ожидания японского командования не оправдала и сразу сложила оружие.
Красная армия повсеместно прорвала линию японской обороны за пять дней. Первый Дальневосточный фронт ( из района Владивостока) на своем главном направлении продвинулся вперед на 120-150 км. Отдельные соединения Забайкальского фронта достигли еще больших успехов. Темпы продвижения 6-й танковой армии почти вдвое превысили самые смелые прогнозы штаба. Но впереди был горный хребет Большой Хинган длиной 1200 км и высотой до 2000 метров. За всю мировую историю только армия Тамерлана преодолела эту гранитную стену, опоясывающую северо-восток Китая. Правда, великий полководец потерял при переходе Хингана половину своих воинов. Повторение маршрута Тамерлана, многократно усложненное необходимостью перебросить тяжелую технику, японские стратеги считали невозможным. К тому же сеть японских фортификационных укреплений делала эти горы еще более неприступными. Опорные пункты были связаны густой сетью ходов сообщения и траншей, опутанные колючей проволокой, могли вести бой каждый в отдельности и во взаимодействии со своими соседями, имели радиостанции, водопровод и электричество. Лобовая атака этих укреплений могла привести к огромным жертвам. Советским передовым отрядам было необходимо найти потайные пути через горы проникнуть в тыл противника. Проводниками стали местные жители из числа партизан Мао Цзедуна. Благодаря помощи китайских партизан советские войска смогли обойти укрепления противника и преодолеть горный хребет уже на шестой день после начала операции.
В небе над Маньчжурией к этому времени полностью господствовала советская авиация, не позволяя японским бомбардировщикам подняться в воздух. А сухопутные войска Красной армии стремительно приближались к Харбину. Секретная база могла быть захвачена со дня на день. И тогда командующий Квантунской армией приказал уничтожить оборудование отряда 731. Возможно он понимал, что успех применения биологического оружия будет сомнительным, а важные улики в обвинениях против человечности лучше не оставлять.
Из Токио в штаб Квантунской армии приходили противоречивые вести. В правящих кругах Японии произошел раскол. Одни политики, во главе с императором, стремились закончить боевые действия на материке и соглашались на безоговорочную капитуляцию, лишь бы сохранить саму страну, расположенную на островах. Другие, в основном военные, считали это позором и выступали за продолжение боевых действий в Маньчжурии. Командующий Квантунской армией принадлежал к последним. Японские военачальники понимали, что победа СССР в войне означает потерю оккупированных территорий, а там у многих из них были свои личные интересы. Расчет у них был простой: измотать части Красной армии отчаянными схватками, а затем выторговать лучшие условия для капитуляции. Бусидо, древний кодекс самурая, в 20-м веке еще не потерял своей актуальности. В этом духе воспитывалась вся японская армия и в особенности подразделения смертников «тэйсинтай»(«ударные отряды»). Изначально предполагалось, что им предстоит действовать в советском тылу. Однако Красная армия наступала так стремительно, что секретные закладки оружия и продовольствия на ее пути японцы сделать не успели. Фанатики из «тэйсинтай» в плен не сдавались. Поодиночке или небольшими группами они атаковали советские тыловые колонны. Гибли сами, но уносили жизни советских бойцов.
15 августа 1945 г. император Хирохито обратился к нации и объявил о капитуляции Японии. Но командование Квантунской армии не спешило капитулировать. Во избежание дальнейших потерь советское командование пошло на рискованный шаг: утром 19 августа с аэродрома в Монголии взлетел военно-транспортный самолет с группой парламентеров курсом на город Чанчунь. Там находился штаб Квантунской армии. Японцам было предложено немедленно прекратить сопротивление. В ходе непростых переговоров глава парламентеров полковник И.Артеменко дал понять, что СССР готов нанести мощный бомбовый удар, подобный ударам по Хиросиме и Нагасаки. Этот блеф стал решающим аргументом в принятии командующим Квантунской армией согласия на капитуляцию. Генерал О.Ямада выступил по радио и приказал войскам прекратить сопротивление. Но некоторые японские дивизии отказались сдаваться, и боевые действия продолжались еще несколько дней. В результате упорных боев была полностью разгромлена Квантунская армия. Ее потери убитыми составили 84 тысячи человек, а в плен было взято около 600 тысяч. Безвозвратные потери Советской армии составили 12 тысяч человек. Советские войска освободили Маньчжурию. Помимо Маньчжурии советские войска освободили северную часть Корейского полуострова. В ходе Южно-Сахалинской и Курильской десантной операций наши войска освободили южную часть острова Сахалин и Курильские острова.
Акт о безоговорочной капитуляции японским правительством и представителями союзного командования был подписан 2 сентября 1945 года на борту американского линкора «Миссури» в Токийском заливе, однако отдельные боевые столкновения продолжались вплоть до 10 сентября. В результате победы над милитаристской Японией были освобождены народы Китая и Кореи, против которых японская военщина проводила зверскую оккупационную политику террора. Советский Союз возвратил себе южную часть острова Сахалин и Курильские острова. Так закончилась Вторая мировая война, в которой участвовало более 50 государств и которая унесла жизни более 71 млн. военнослужащих и мирного населения.
Кандидат исторических наук Аркадий ДАНИЛИН
- Ещё больше материалов и фотографий на: https://t.me/zelenogradinfo
- БЕCПЛАТНАЯ доска объявлений: https://зеленоград-инфо.рф/ads
- Группа VK: https://vk.com/zelekinfo