Новости Зеленограда, инфопортал Зеленоград ИНФО
Вторник, 30 Мая, 2023 год
Главная » Общество » В Стране » Россия, не стань Иудой…

Россия, не стань Иудой…


Россия, не стань Иудой…

Фильм «Русский крест» Эдуарда Боякова, основанный на поэме Николая Мельникова, рушит все возможные стереотипы современного игрового кино.

Рушит не ради уничтожения, а ради создания абсолютно новой, уникальной формы, единственно возможной для передачи того содержания, которое заложено в поэзии Мельникова и которое так истово и выстрадано хочет донести до людей Эдуард Бояков. Творчество Мельникова, который совершенно не вписывался в стандарты идейного и литературного мейнстрима конца ХХ века, долго не находила адекватного отклика, оставаясь неприкосновенным островком бескомпромиссной духовности в потоке постмодернистских сточных вод. Пусть даже и очень талантливых. Странная ранняя смерть Мельникова накануне его пострига – факт, в котором угадывается какая-то загадочная и волнующая неслучайность.

Идейная мощь и художественная сила фильма «Русский крест» – тоже не случайность. Такой фильм должен был появиться на территории российского кинематографа, с одной стороны тщетно тренирующего себя в проверенных голливудских жанрах, с другой, продолжающего традиции советского кино с внятной этической повесткой. «Русский крест» – не уложить в схему известных киножанров. Он презентует собственный жанр, сформулировать который предстоит киноведам. Возможно, это поэтическая притча, или житие, а может быть, кинопоэма… Не знаю. Знаю точно одно: «Русский крест» врывается в современное культурное пространство, как духовная бомба, как бы шокирующе не звучал этот оксюморон.

Поставьте памятник деревне

На Красной площади в Москве!

Там будут старые деревья,

Там будут яблоки в траве,

И покосившаяся хата

С крыльцом, рассыпавшимся в прах,

И мать убитого солдата

С позорной пенсией в руках!

И два горшка на частоколе,

И пядь невспаханной земли,

Как символ брошенного поля,

Давно лежащего в пыли!..

И пусть поёт в тоске и боли

Непротрезвевший гармонист

О непонятной русской доле

Под тихий плач и ветра свист!

Эти стихи Николай Мельников написал в 1995 году – на пике «лихих» 90-х, когда население страны интенсивно и без сожаления переставало быть народом, превращалось в толпу и живо интересовалось малиновыми пиджаками, эротическими журналами и развенчанием коммунистических идеалов. Автору стихов в это время 29 лет. Но он ясно видит и предсказывает вектор ближайших 10-летий.

Некогда вождь пролетариата афористично заметил: «Для нас наиважнейшими из искусств являются кино и цирк». Сто лет спустя, практически, все искусство превращено в цирк… Но настал момент, когда цирк этот уже невыносим.

Сегодня мы вспоминаем кино, разбросанное по второй половине ХХ века, которое было способно «повернуть глаза зрачками в душу». Оно не обязательно было артхаусным – как раз наоборот, обращалось к зрителю на понятном человеческом языке. Разжечь сильную эмоцию в разы сложнее, чем запустить самую хитросплетенную мысль. Возможно, именно поэтому главным писателем во всем мире с позапрошлого века был и остается Достоевский, писатель, который всю жизнь нес свой крест. Русский крест.

Повторю: фильм Боякова «Русский крест» — это духовный взрыв.

Можно его не заметить? Легко. Если мертва душа. Но если она жива, то ее ждет настоящее потрясение.

Льётся время… Век двадцатый

Отплясался на стране,

И стоят всё те же хаты,

Поредевшие вдвойне.

В хатах тихо меркнут люди,

Обнищавшие втройне,

И не знают, что же будет

В их деревне, в их стране.

Снег хрустит под ногами странной девушки в детском ярко-красном платьице и белых расшнурованных кедах на босу ногу… Да нет, не девушки – это маленькая девочка съела волшебный пирожок и вдруг стала взрослой, не растеряв детской чистоты и искренности. Она произносит строфы поэмы Мельникова не как поэтический текст – просто разговаривает стихами. И что здесь такого удивительного? Говоришь прозой – никто не удивляется, почему же нельзя стихами, если так устроено твое сознание? И нет нужды, что сознание так устроено только у поэтов и ангелов…

На экране появляется мир «Русского креста» – убогая деревня «Петровский скит». Разваленный храм, гигантский пустынный мост, нищенский быт, но при этом невероятная, по-библейски объемная красота природы. Противоречие между жалким существованием загнанных в небытие людей и невостребованным местом силы – задано с первых кадров. В этом противоречии – источник невероятного поворота сюжета и судьбы персонажей.   Главный герой Иван Росток в исполнении Михаила Пореченкова: однорукий, вечно пьяный, опустившийся русский Иван. И что за фамилия – Росток? Что за ничтожество? Просто дно. Допился до чертиков, буквально до зеленого змия, который ему примерещился, а в комплекте к змию еще всадник с копьем на огненном коне… Да… вот до чего допился русский мужик… Видение, говорите? Откровение? Не смешите – белая горячка, как и было сказано.

Только вот – нет. Не горячка. Не пьяный бред. А именно видение. Прозрение и возрождение, на которые имеет право человек на любой ступени своего падения.

Иван обретает смысл жизни и веру. И даже настоящее имя, которое он утратил – Иван Ростов. Его ведет старец Федосей (Юрий Кузнецов вносит в эту небольшую по количеству экранного времени, но огромную по смыслу роль, весь бэкграунд сыгранных им характеров):

Крест взвали себе на плечи,

Он тяжел, но ты иди,

Чем бы ни был путь отмечен,

Что б ни ждало впереди!

Русский крест взваливает на себя Иван. Ну, а каков путь с крестом, понимает всякий сущий в контексте европейской культуры – не зависимо от того, верует ли он в Христа или воспринимает евангельские тексты как мифологию.

Признаться, фильм «Русский крест» относится к тем редким произведениям искусства, которые не провоцируют на разговор о технологиях – как смонтировано, как снято… Прекрасно снято, на самом деле. Операторская работа – высочайшего уровня. То, КАК сделано это кино находится в полном единении с тем, про ЧТО оно сделано. И вот это самое ЧТО – поглощает и заставляет воспринимать формальную сторону как саму собой разумеющуюся данность.

Принятие стихотворной подачи текста приходит не сразу, но в какой-то момент случается чудо: ты погружаешься именно в этот мир, именно в эти правила, именно в эту кинопоэтическую вселенную – и безоговорочно присваиваешь ее. Кажется, реши ты в этот момент что-то сообщить соседу, сам заговоришь стихами. Движение чувства, которое постепенно рождается внутри, растет, обретает силу, не позволяющую сдерживать это чувство, синхронизировано с музыкой – удивительной, равно, как текст и как картинка, ломающей стандартные представления о современном саундтреке. Авторская музыка Тихона Хренникова, молодого композитора с честью носящего имя своего прославленного деда, сочетающая фольклор и арт-рок, приемы академического письма и минимализма, звучит на протяжении всего фильма. В нее вплетаются канты, русские духовные стихи, вроде бы наивные, но совершенно сокрушающие своей беспощадностью к грешной душе, у которой нет шанса на встречу с Христом.

Слёз Россия не считает –

Все века в слезах живёт…

Но уже заметно тает

Несгибаемый народ.

Реалистичные, порой жесткие кадры жизни страны в эпоху «перемен», которых так «жаждали наши сердца» и которые разрушили судьбы нескольких поколений простых людей, нуждавшихся в совсем иных переменах, сочетаются с эпизодами, наполненными символическими образами. Шествие людей разных эпох, заполняющих пустой гигантский мост – здесь опричник и солдат Великой Отечественной, медсестра Первой мировой и средневековый воин, гимназистка и сегодняшний студент, священник и колхозник… Это уже не толпа – это народ, который нужно снова собрать воедино. Потому что, если «распалась связь времен», как выразился Пастернак, переводя Шекспира, то начинается безумие.

Превратить народ в толпу – легко и быстро. Обратный переход – миссия, для которой нужен Мессия. Иван Ростов не претендует на эту роль. Она сама его находит.

Любое житие трагично. Но не земной жизнью исчерпывается путь несущего крест. И потому финал фильма – это обретение света. Это надежда. Это радость. И вера. И любовь. А еще – осознание метафоричности образа главного героя. И вспоминается еще одно стихотворение Николая Мельникова, абсолютно пророческое:

Весь мир, обезумев и душу убив,

Глядит на тебя, как на чудо.

Так значит, когда-то Христа возлюбив,

Так значит, когда-то Христа возлюбив,

Россия, не стань Иудой!

Екатерина Кретова.

Фото: Кадр из фильма

Источник

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*

© 2023 Зеленоград ИНФО – ещё ближе к городу. Все права защищены.

13:44 30 Мая
 Вт, 2023
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru