Среда, 14 Апреля, 2021 год
Главная » Наука » В Мире » Ученые заявили, что антитела к новым штаммам коронавируса нейтрализуют все его подтипы

Специалисты сравнили эффективность антител, выработанных организмом нескольких десятков жителей ЮАР, переболевших COVID-19 во время первой и второй волн эпидемии

МОСКВА, 29 марта. /ТАСС/. Южноафриканские и европейские биологи, сравнив свойства антител людей после COVID-19 во время первой и второй волн эпидемии в ЮАР, выяснили, что антитела к новым разновидностям SARS-CoV-2 очень эффективно нейтрализуют все известные разновидности коронавируса. Их выводы были опубликованы в статье в журнале Nature.

"Наши опыты показывают, что если ныне существующие вакцины потеряют эффективность, то их новые версии, основанные на базе вирусов с мутацией N501Y, будут способствовать выработке антител, одинаково хорошо нейтрализующих как текущие вариации SARS-CoV-2, так и более ранние его штаммы", – пишут исследователи.

В конце осени и начале зимы прошлого года в ЮАР, Великобритании и Бразилии почти одновременно появилось сразу несколько новых штаммов SARS-CoV-2, обладавших одной общей чертой – мутацией N501Y. Все эти разновидности вируса, как показали последующие наблюдения, распространяются быстрее, чем это делают прошлые вариации SARS-CoV-2.

Особое внимание ученых привлекли южноафриканские штаммы коронавируса, так как первые опыты показали, что антитела переболевших действуют на них значительно слабее, чем на предыдущие версии SARS-CoV-2. Это заставило эпидемиологов опасаться того, что уже разработанные вакцины, основанные на базе первых форм SARS-CoV-2, будут относительно плохо справляться с новыми штаммами коронавируса. Часть этих опасений уже была подтверждена в опытах с вакциной Novovax.

Руководствуясь подобными соображениями, группа биологов под руководством Тулио де Оливейры, профессора университета провинции Квазулу-Наталь в Дурбане (ЮАР), сравнила эффективность антител, выработанных организмом нескольких десятков жителей ЮАР, переболевших COVID-19 во время первой и второй волн эпидемии.

Высокая эффективность новых антител

Во всех этих случаях, как отмечают исследователи, у них имелись не только антитела, но и образцы коронавируса, которым переболели добровольцы. Это позволило профессору де Оливейре и его коллегам проследить за тем, как различные одиночные мутации в геноме SARS-CoV-2 влияли на эффективность антител, выработанных организмом больных.

Собрав образцы плазмы добровольцев, ученые выделили из нее антитела и проследили за тем, как они действовали как на новые, так и на старые штаммы коронавируса, при помощи которых биологи заразили культуру клеток легких. Сравнивая число вирусных частиц и скорость их распространения, профессор де Оливейра и его коллеги оценили эффективность действия антител в условиях, максимально близких к реальным.

Как показали эти опыты, антитела людей, переболевших COVID-19 весной прошлого года, заметно слабее действовали на новые разновидности вируса, чем на его прошлые версии. В среднем эффективность их действия была примерно в 15 раз ниже, чем у антител заразившихся SARS-CoV-2 зимой этого года.

В противоположность этому антитела второго поколения почти одинаково эффективно действовали на обе разновидности коронавируса. По оценкам ученых, они лишь в 2,3 раза уступали "конкурентам" из первой волны эпидемии в силе действия при нейтрализации первых вариаций SARS-CoV-2 несмотря на существенные различия в структуре генома вирусов.

Подобная особенность этих антител, как отмечают профессор де Оливейра и его коллеги, является весомым аргументом в пользу создания нового поколения вакцин, основанных на южноафриканской вариации SARS-CoV-2 или других штаммах с мутацией N501Y. Подобные прививки, по словам ученых, будут одинаково хорошо защищать пациентов и от текущих, и от первых штаммов коронавируса, что крайне важно для обеспечения полной защиты человечества от последующих вспышек COVID-19.