Вторник, 19 Ноября, 2019 год
Главная » Наука » В Мире » Ученые выяснили, что половина россиян не реагирует на антидепрессанты

Ученые выяснили, что половина россиян не реагирует на антидепрессанты

По статистике ВОЗ, свыше 300 млн жителей Земли сейчас страдают от депрессии

Ученые выяснили, что половина россиян не реагирует на антидепрессантыОписание© Joe Raedle/Getty Images

ТАСС, 7 ноября. Отечественные ученые выяснили, что примерно 55% россиян являются носителями вариаций в генах, которые снижают силу действия антидепрессантов или провоцируют побочные эффекты при их приеме. Об этом сообщает пресс-служба медико-генетического центра Genotek.

"Мы вместе с главным психиатром Москвы и сотрудниками психиатрической клинической больницы имени Алексеева опубликовали статью, в которой привели аргументы за проведение генетического тестирования до назначения антидепрессантов. Эти тесты позволят значительно сократить время подбора препарата, а также снизить частоту развития побочных реакций", – рассказал генетик, генеральный директор Genotek Валерий Ильинский.

Согласно статистике Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), больше 300 млн жителей Земли сейчас страдают от депрессии. Каждый год она приводит к смерти примерно 800 тыс. человек, чему особенно подвержены подростки, а также юноши и девушки в возрасте от 15 до 29 лет.

Борьба с эпидемией хронической депрессии осложнена тем, что нейрофизиологи пока не до конца понимают природу этой болезни. К примеру, пока ученые не выяснили, работу каких участков мозга она нарушает, и имеет ли депрессия исключительно генетическую подоплеку. Вдобавок непонятно, как именно связанные с ней сдвиги в работе мозга влияют на мотивацию и настроение человека.

Генетика депрессии

Прием антидепрессантов часто или никак не влияет на состояние человека или даже усугубляет проблемы, вызывая серьезнейшие побочные эффекты. Многие из них, как отмечают Ильинский и его коллеги, почти на 100% связаны с особенностями в структуре генов, которые управляют работой клеток мозга и других частей организма.

В частности, за последние годы ученые открыли несколько подобных мутаций в гене CYP2D6 и других участках ДНК, которые отвечают за переработку чужеродных молекул. Эти небольшие вариации в устройстве генов делают их носителей почти нечувствительными к действию антидепрессантов или мешают выводить их из организма. В результате появляется много неприятных побочных эффектов.

Ильинский и его коллеги решили выяснить, как часто подобные вариации генов встречаются среди россиян. Для этого ученые проанализировали геномы примерно семи тысяч пациентов, преимущественно мужчин и женщин среднего возраста, которые обращались в Genotek за помощью и консультациями.

Оказалось, что мутация rs3892097, которая замедляет вывод антидепрессантов из организма, присутствовала в ДНК примерно половины пациентов. Это означает, что при развитии депрессии им следует принимать другие препараты, чьей работе не мешают подобные особенности в структуре генома.

В ближайшее время российские ученые и медики планируют подготовить набор фармакогенетических тестов, которые помогут врачам подбирать наиболее безопасные и действенные антидепрессанты для конкретных пациентов.