Вторник, 26 Мая, 2020 год
Главная » Наука » В Мире » Ученые реконструировали густые леса южного полюса Земли времен динозавров

Ученые реконструировали густые леса южного полюса Земли времен динозавров

90 миллионов лет назад климат Антарктиды был гораздо теплее, благодаря чему там росли почти тропические леса

Ученые реконструировали густые леса южного полюса Земли времен динозавровОписание© BorneoRimbawan/Shutterstock/FOTODOM

ТАСС, 1 апреля. Раскопки в Антарктиде показали, что примерно 90 млн лет назад в окрестностях южного полюса Земли росли тропические леса и господствовал очень мягкий климат. Ученые рассказали об этом в статье для научного журнала Nature.

"Оказалось, что многомесячная полярная ночь не мешала расти густым дождевым лесам на южном полюсе Земли. Это говорит о том, что климат планеты в то время был еще более теплым, чем мы считали раньше", – пояснила Тина ван де Флирдт, профессор Университетского колледжа Лондона и один из авторов работы.

В мезозойскую эру температура на Земле была значительно выше, чем сейчас, а климат был более мягким и однообразным из-за высокой концентрации углекислого газа в атмосфере (она была больше современной в 2,5 раза). Благодаря этому, как давно выяснили ученые, на территории заполярья обитали динозавры и другие рептилии, а Арктика и Антарктида были покрыты различными типами лесов.

Как именно выглядела флора и фауна заполярья конца мезозойской эры, ученые не знали, так как до настоящего времени никто не мог найти следов "окаменевших лесов" той эпохи, а также достаточно больших залежей отпечатков листьев и стволов арктической и антарктической растительности. Британские и немецкие палеонтологи заполнили этот пробел в научных знаниях, во время раскопок на берегах моря Амудсена, у подножия ледников Туэйтса и Пайн-Айлэнд.

Сейчас эта точка находится на дне моря, однако в середине мелового периода через нее проходил разлом, который отделил Антарктиду от Зеландии – гипотетического древнего континента, единственным следом которого сегодня остается Новая Зеландия. До этого события этот регион Антарктики находился на 81 градусе южной широты, в 900 километрах от южного полюса времен конца мезозойской эры.

Зеленое заполярье

Анализируя породы, извлеченные со дна океана, ван де Флирдт и ее коллеги заметили в некоторых образцах структуры, очень похожие на разветвленные корни деревьев или  кустарников. Ученые детально проанализировали их и нашли не только корни растений, но и их листья, семена, пыльцу и другие остатки, часть из которых сохранилась фактически на клеточном уровне.

Благодаря этому палеонтологи впервые в истории получили возможность реконструировать облик и климат антарктических лесов. Для этого специалисты изучили то, в каких условиях живут современные потомки этой растительности, в том числе типичные для них температуры и экосистемы.

Их расчеты показали, что на территории южного полюса Земли и на прилегающих к нему участках Антарктиды росли так называемые умеренные дождевые леса, аналоги которых сегодня можно встретить на Тасмании, в Ирландии, а также на западе Канады и северо-западе США.

Они представляют собой особенно густой лесной покров, который почти не пропускает через себя свет Солнца и отличается высоким уровнем влажности и видового разнообразия. В целом, они очень похожи на тропические дождевые леса, с поправкой на различия в видовом составе флоры и фауны и климат.

В случае с Антарктикой эры динозавров существование этих лесов означает, что в то время климат приполярных областей Земли был необычайно теплым. В частности, средние температуры воздуха не могли опускаться ниже отметки в 12 °С, что значительно выше, чем типичные значения для Центральной и Северной Европы сейчас.

По мнению палеонтологов, их открытие говорит о том, что полярные шапки в то время в принципе отсутствовали, а Антарктида была "зеленым континентом", который был полностью покрыт густой растительностью. Это, в свою очередь, было возможным только в том случае, если концентрация СО2 в атмосфере Земли была не в три, а в четыре раза выше, чем сегодня, заключают ученые.