Суббота, 19 Июня, 2021 год
Главная » Наука » В Мире » Ученые оживили замороженных 24 тыс. лет назад коловраток

Ученые оживили замороженных 24 тыс. лет назад коловраток

В отличие от современных сородичей, эти древние беспозвоночные смогли пережить и повторную заморозку

Ученые оживили замороженных 24 тыс. лет назад коловраток© Choksawatdikorn/Shutterstock/FOTODOMЧитайте ТАСС вЯндекс.НовостиЯндекс.Дзен…Показать скрытые ссылкиGoogle Новости

ТАСС, 7 июня. Биологи оживили нескольких червей-коловраток, которые более 24 тыс. лет назад оказались в вечной мерзлоте на востоке Якутии. Описание "воскрешения" опубликовал научный журнал Current Biology.

"Пока это самое надежное свидетельство того, что многоклеточные живые существа могут прожить десятки тысяч лет в состоянии, когда их обмен веществ останавливается практически полностью", – отметил один из авторов исследования, научный сотрудник Института физико-химических и биологических проблем почвоведения РАН Станислав Малявин.

Коловратки – одни из самых примитивных многоклеточных животных. При этом они невероятно живучи. Биологи изучают коловраток потомУ, что некоторые их роды и виды несколько десятков миллионов лет назад отказались от полового размножения, однако пока это не привело к их вымиранию.

Другая интересная черта коловраток заключается в том, что они могут переносить даже очень продолжительные и резкие засухи. Дело в том, что эти беспозвоночные умеют "высушивать" себя. Наблюдения биологов показывают, что при недостатке воды коловратки быстро выводят все ее остатки из своих клеток и вырабатывают вещества, с помощью которых можно пережить подобную форму анабиоза и вернуться к жизни после того, как засуха кончится.

Благодаря этому некоторые виды коловраток могут переносить и сильные морозы, когда вода превращается в лед. Последние опыты показывают, что бделлоидные коловратки, которые обитают в северных регионах России, могут ожить даже через шесть-десять лет существования в замороженной почве.

Поэтому биологи из России, США, Германии и Чехии заинтересовались, как долго "высушенные" коловратки будут оставаться жизнеспособными. Исследователи попытались найти этих беспозвоночных в образцах вечной мерзлоты, точный возраст которых известен благодаря радиоуглеродному анализу.

В образцах вечной мерзлоты, собранных на глубине в 3,5 метра у берегов восточноякутской реки Алазея, они обнаружили несколько жизнеспособных коловраток из рода Adineta. Размножив их в лаборатории, биологи детально изучили геном беспозвоночных, а также проследили, перенесут ли те повторную заморозку.

Оживление коловратки от заморозки© Lyubov Shmakova

Анализ генома показал, что древние якутские коловратки наиболее близки к современному виду Adineta vaga. Его представители встречаются на территории Бельгии и соседних стран. "Воскрешенные" животные хорошо перенесли повторную заморозку – при том, что многие современные виды коловраток этого не умеют, поскольку их клетки разрушаются в результате формирования кристаллов льда.

Ученые считают, что это говорит о некоем защитном механизме, который выработали древние родичи коловраток. Если ученым удастся его открыть и понять, они смогут узнать, как защитить ткани человека или других млекопитающих от разрушения при их заморозке.

"Мы реализовали давнюю мечту писателей-фантастов – открыли свидетельства того, что многоклеточное существо можно заморозить и хранить на протяжении многих тысяч лет, а затем вернуть его к жизни. Конечно, подобную процедуру пока нельзя осуществить для более сложных организмов, однако мы сделали большой шаг к этому, перейдя от микробов к животным, у которых есть кишечник и мозг", – подытожил Малявин.