Понедельник, 24 Января, 2022 год
Главная » Наука » В Мире » Ученые назвали главную причину развития рассеянного склероза

Ученые назвали главную причину развития рассеянного склероза

Данные более чем 10 млн человек говорят, что это вирус Эпштейна – Барр

Ученые назвали главную причину развития рассеянного склероза

© Carsten Koall/Getty ImagesЧитайте ТАСС вЯндекс.НовостиЯндекс.Дзен…Показать скрытые ссылкиGoogle Новости

ТАСС, 13 января. Нейрофизиологи получили первые однозначные свидетельства того, что рассеянный склероз развивается преимущественно из-за проникновения в ткани мозга человека вируса Эпштейна – Барр. Описание исследования опубликовал научный журнал Science.

"Мы уже много лет изучали эту гипотезу, однако только сейчас смогли однозначно показать, что заражение вирусом Эпштейна – Барр ведет к рассеянному склерозу. Это говорит, что эту болезнь можно предотвратить, если защитить людей от заражения вируса. Дальнейшее его изучение позволит создать лекарство от рассеянного склероза", – рассказал один из авторов исследования, профессор Гарвардского университета Альберто Ашерио.

Рассеянный склероз – это аутоиммунная болезнь нервной системы, при которой клетки иммунной системы начинают атаковать оболочку нервных волокон, так называемый миелин. В результате нервы начинают хуже проводить сигнал и "замыкать", что изначально приводит к легкому онемению конечностей, а при прогрессировании болезни может вызвать паралич, слепоту и смерть. Причины его развития пока остаются неизвестными.

Ашерио и его коллеги уже несколько лет проверяют гипотезу, которая связывает развитие рассеянного склероза с тем, что его носители в недавнем прошлом пережили вирусную инфекцию. На роль подобного патогена, в частности, чаще всего рассматривается вирус Эпштейна – Барр, способный проникать в нейроны и клетки иммунной системы.

Природа болезни

В отличие от многих других вирусов, вирус Эпштейна – Барр не убивает зараженные клетки, а просто нарушает их жизнедеятельность. Как предполагают ученые, эти нарушения ведут к развитию многих болезней неизвестной природы, в том числе синдрома хронической усталости, мононуклеоза и рассеянного склероза.

Ашерио и его коллеги проверили это предположение, проанализировав данные более чем 10 млн. человек, которые служили в армии США в последние несколько десятилетий. Все они регулярно сдавали тесты крови и проходили проверки на развитие рассеянного склероза, что позволило ученым сопоставить, как часто они заражались вирусом Эпштейна – Барр и начинали испытывать трудности с контролем конечностей.

Оказалось, что после того, как тот или иной доброволец заражался вирусом Эпштейна – Барр, вероятность рассеянного склероза вырастала примерно в 32 раза. В дополнение к этому, ученые обнаружили, что проникновение вируса в организм бывших военных сопровождалось резким ростом в концентрации белка NEFL, что является одним из первых признаков развития рассеянного склероза.

Все это, как считают Ашерио и его коллеги, говорит в пользу того, что заражение вирусом Эпштейна – Барр служит главной причиной развития рассеянного склероза. Последующие наблюдения и опыты на животных, как надеются ученые, помогут раскрыть механизм развития болезни и понять, как это можно предотвратить.