Пятница, 4 Декабря, 2020 год
Главная » Наука » В Мире » Ученые назвали главный источник распространения коронавируса

Ученые назвали главный источник распространения коронавируса

Это объясняет, почему многие пациенты после заражения теряют вкус пищи

Ученые назвали главный источник распространения коронавирусаОписание© AP Photo/Mark Schiefelbein

ТАСС, 30 октября. Молекулярные биологи обнаружили, что коронавирус нового типа может проникать в клетки слюнных желез и других тканей ротовой полости, а слюна может выступать еще одним вектором распространения инфекции. Статью с предварительными результатами их работы опубликовала электронная научная библиотека medRxiv.

"Анализ образцов слюны больных показывает, что количество частиц вируса в ней хорошо соотносится с тяжестью симптомов COVID-19. Это указывает на то, что ротовая полость – активный регион размножения коронавируса, а слюна может участвовать в его передаче", – пишут исследователи.

Практически с первых дней после начала вспышки коронавирусной инфекции ученые знают, что вызывающий ее вирус SARS-CoV-2 поражает клетки не только в легких, но и в других органаз – например, в слизистой оболочке носа, пищеводе, кровеносных сосудах и сердце.

Такая особенность вируса может объяснять, почему многие заболевшие COVID-19 страдают не только от нарушений в работе органов дыхания, но и теряют обоняние, испытывают проблемы с пищеварением и сбои в работе кровеносной системы. Из-за коронавирусной инфекции у больных часто появляются хронические проблемы с работой легких, сердца и нервной системы.

Группа медиков под руководством научного сотрудника Национального института стоматологии и черепно-лицевых исследований США Блейка Уорнера открыла еще один возможный путь передачи коронавируса от одного человека к другому. Для этого специалисты изучали, какие клетки ротовой полости может заражать SARS-CoV-2.

Новый путь распространения вируса

Для этого ученые провели серию экспериментов на культурах клеток из различных тканей ротовой полости здоровых людей, а также проанализировали набор активных генов в клетках из организма больных COVID-19. Исследователей интересовало, какие клетки вырабатывают большое количество белков ACE2 и TMPRSS, которые коронавирус использует для проникновения внутрь них, а также то, как часто это происходило.

Оказалось, что оба белка вырабатывались сразу восемью группами клеток в самых разных тканях ротовой полости, в том числе в слюнных железах, протоках, а также в верхних покровах слизистой оболочки полости рта. Наибольшую активность белки ACE2 и TMPRSS проявляли в слюнных железах и протоках, которые связывают их с остальной ротовой полостью. Поэтому ученые извлекли кусочки этих тканей из организма трех десятков больных COVID-19 и детально их изучили.

В результате оказалось, что у 60% пациентов в этих тканях было большое количество частиц коронавируса. Причем чем тяжелее протекала болезнь, тем больше их было у носителей SARS-CoV-2. Кроме того, много частиц вируса было и в слюне больных. Их количество тоже зависело от характера протекания болезни.

Присутствие вируса в ротовой полости, как отмечают Уорнер и его коллеги, потенциально объясняет, как его частицы могут попадать в кишечник и другие органы пищеварения, уязвимые для атак SARS-CoV-2, а также то, почему многие жертвы коронавирусной инфекции перестают ощущать вкус пищи.

С другой стороны, пока остается непонятным то, проникает ли вирус в ротовую полость сразу же или же он попадает туда после того, как успел закрепиться в носоглотке или легких человека. Дальнейшие опыты, как надеются авторы статьи, помогут найти ответ на этот вопрос и понять, служат ли слюна и ротовая полость отдельным каналом распространения SARS-CoV-2.

Следует добавить, что статью ученых не рецензировали независимые эксперты и не проверяли редакторы научных журналов, как это обычно бывает в подобных случаях. Поэтому к выводам из нее и аналогичных статей нужно относиться осторожно.