Четверг, 17 Октября, 2019 год
Главная » Наука » В Мире » Ученые избавили клетки от кислородного голодания

Ученые избавили клетки от кислородного голодания

Препарат, с помощью которого они добились этого, также успешно устранил отек легкого у лабораторных животных

МОСКВА, 16 сентября. /ТАСС/. Российские ученые обнаружили вещество, которое может активировать защитные механизмы от кислородного голодания в клетках. Они успешно испытали его на животных, остановив развитие отека легкого. Об этом сообщила в понедельник пресс-служба Института теоретической и экспериментальной биофизики Российской академии наук (ИТЭБ РАН) .

Вещество, которое сыграло ключевую роль в исследовании, – уридин, один из видов нуклеотидов. Из них образуются более сложные соединения – нуклеиновые кислоты, без которых невозможна передача генетической информации, ее хранение и воспроизведение. Например, к нуклеотидам относят широко известный АТФ (аденозинтрифосфат) – универсальный источник энергии для всех биохимических процессов в живых системах.

"Мы впервые обнаружили защитный эффект уридина от гипоксического повреждения ткани легкого, а также показали, что введение животным уридина устраняет отек легкого и препятствует появлению ультраструктурных нарушений митохондрий – главных клеточных "энергетических станций", – прокомментировала один из авторов статьи, заведующая лабораторией митохондриального транспорта ИТЭБ РАН Галина Миронова.

Когда в организме человека развивается какое-то заболевание, он, как правило, ощущает общие симптомы – например, кашель при бронхите. При этом нарушения происходят и в его органах и тканях, на внутриклеточном уровне. В частности, развивается гипоксия, или кислородное голодание – то есть состояние, при котором к клеткам поступает недостаточно насыщенной кислородом крови. При болезни легких, например, кислород из воздуха с трудом проходит в кровь, и в тяжелом случае появляются такие осложнения как дыхательная недостаточность и отек. Они могут привести к смерти пациента.

Ученые считают, что организм человека вполне приспособлен к защите тканей от гипоксии, нужно лишь найти и вовремя запустить необходимый механизм. Ключевую роль в этом процессе, по словам исследователей, играет митохондриальный АТФ-зависимый калиевый канал (митоКАТФ). В настоящее время во многих лабораториях мира идет поиск веществ, которые смогут его активировать. Предложенный российскими учеными уридин оказался таким веществом.

В дальнейшем, по словам ученых, они планируют создать на основе уридина фармацевтический препарат, который не даст отеку легкого развиваться, а также будет помогать профилактике и лечению инфаркта миокарда, инсульта, острого воспаления и других связанных с развитием гипоксии заболеваний.