Четверг, 1 Декабря, 2022 год
Главная » Наука » В Мире » Ученые из Томска доказали существование “фотонного крючка”

Ученые из Томска доказали существование “фотонного крючка”

В Томском политехе пояснили, что свойства эффекта делают его перспективным для применения в микроскопах со сверхразрешением и биологических исследованиях, где требуется управление молекулами

МОСКВА, 30 января. /ТАСС/. Исследователи Томского политехнического университета совместно с коллегами из России, США и Великобритании экспериментально подтвердили эффект “фотонного крючка” (photonic hook) – нового типа искривленного самоускоряющегося светового луча характерной формы. Свойства “фотонного крючка” делают его перспективным для применения в микроскопах со сверхразрешением и биологических исследованиях, где требуется управление молекулами, сообщила в среду пресс-служба Томского политехнического университета.

“Ученые Томского политехнического университета вместе с коллегами из Великобритании и российских вузов экспериментально подтвердили ранее предсказанный эффект “фотонного крючка” (photonic hook) – это новый тип искривленного самоускоряющегося светового луча, по форме напоминающий крючок. Простота получения и физические свойства делают его перспективным для применения в микроскопах со сверхразрешением, для создания биосенсоров и в биологических исследованиях, где требуется “управление” молекулами. Результаты экспериментов представлены в журнале Applied Physics Letters”, – говорится в сообщении.

Теоретически коллектив ученых предсказал существование фотонных крючков в прошлом году. Для проведения практических исследований авторы научной работы использовали микроразмерные частицы диэлектрика (тефлона), которые имели форму куба с пристыкованной к нему призмой. Эксперименты проводились в терагерцовом излучении, которое проходило сквозь частицы и на выходе принимало искривленную форму крючка.

“Для получения “фотонного крючка”, собственно, нужны только источник излучения и микрочастицы диэлектрика подходящей формы, это может быть не только тефлон. <…> “Фотонный крючок” обладает наименьшей кривизной из всех когда-либо наблюдавшихся искривленных пучков, она меньше используемой длины волны. Это новые горизонты для оптики со сверхразрешением, но мы намерены больше сконцентрироваться на биологическом применении крючков”, – приводятся в сообщении слова руководителя проекта, старшего научного сотрудника отделения электронной инженерии ТПУ Игоря Минина.

Физические свойства крючка позволяют ему захватывать и перемещать молекулы, что может быть полезно в биологических исследованиях. До обнаружения “фотонного крючка” был известен лишь один тип искривленных лучей – пучки Эйри и их производные, открытые учеными Университета Флориды в 2007 году. В сравнении с фотонным крючком процедура их получения потребовала более трудоемкого метода и сложного оборудования.