Четверг, 26 Ноября, 2020 год
Главная » Наука » В Мире » Убить до 10% популяции тюленей в Северной Европе птичьему гриппу помогли мутации

Без них вирус не смог бы распространяться среди отдельных особей, выяснили ученые

Убить до 10% популяции тюленей в Северной Европе птичьему гриппу помогли мутацииОписание© EPA/MACIEJ KULCZYNSKI

ВАШИНГТОН, 8 октября. /ТАСС/. Исследователи выяснили, что вспышка птичьего гриппа среди тюленей, в результате которой в 2014 году в прибрежных водах северной Европы погибло более 10% их популяции, произошла из-за мутаций, которые вирус приобрел в ходе распространения среди животных. Данные, которые ученые получили в ходе исследования, могут помочь при будущих вирусных пандемиях. Результаты их работы опубликовал научный журнал Cell Host & Microbe.

"Очень важно следить и предсказывать, какой из многочисленных вирусов животного происхождения может появиться среди людей и вызвать вспышку или даже пандемию. Без подобных знаний мы можем реагировать на такие явления лишь постфактум, вместо того, чтобы упреждать их и ограничить их распространение заранее", – отметил один из авторов работы, доцент Университета имена Эразма Роттердамского (Нидерланды) Сандер Херфст.

Вспышка птичьего гриппа среди обитающих у берегов Швеции, Дании и Германии обыкновенных (Phoca vitulina) и длинномордых (Halichoerus grypus) тюленей произошла весной 2014 года. В результате сперва погибло около 500 обыкновенных тюленей в Швеции, а позже, когда вирус распространился к югу и затронул Данию, Германию и Нидерланды, от птичьего гриппа умерло еще от 1,5 до 2 тыс. длинномордых тюленей, то есть более 10% от всей их популяции.

Ученые не знали, из-за чего вирус распространился настолько широко. Знания об этом помогли бы им понять, как именно подобные вирусы адаптируются к распространению между животными. Чтобы выяснить это, исследователи во главе с Херфстом собрали образцы "обычного" птичьего гриппа (субтипа H10N7) и штаммы того вируса, который адаптировался для распространения между тюленями. Обоими штаммами ученые пытались заразить лабораторных хорьков воздушно-капельным путем.

"Обычно птичий грипп между тюленями, как и между людьми, не передается от одного к другому, – объяснил Херфст. – Однако иногда вирусы адаптируются к новой среде обитания". Ученые предположили, что вспышка болезни началась после контакта с птицами, после чего вирус мог распространиться среди тюленей именно воздушно-капельным путем.

Оказалось, что "обычному" вирусу подопытные животные поддавались гораздо реже, чем адаптировавшемуся. Исходя из этого ученые сделали вывод, что и среди тюленей птичий грипп мог передаваться схожим образом, особенно учитывая, что эти животные очень любят общаться друг с другом.

В ходе следующего этапа работы ученые сравнили генетическую структуру обоих видов вируса. Оказалось, что разница между ними заключается в структуре белка гемагглютинина. Он находится на оболочке вируса и отвечает за присоединение к здоровой клетке. Из-за мутаций, которые приобрел вирус по мере распространения между тюленями, этот белок "научился" лучше присоединяться к рецепторам, характерным для легких млекопитающих, а не птиц. В результате адаптировавшемуся вирусу распространяться среди тюленей оказалось гораздо проще.

Несмотря на то, что ученые не фиксировали передачи вируса от тюленя к человеку, новое исследование важно, поскольку показывает, как из-за мутаций вирусы могут распространяться не только среди своих изначальных хозяев, но и среди других животных – в частности, млекопитающих.