Среда, 2 Декабря, 2020 год
Главная » Наука » В Мире » Все обезьяны Старого Света оказались уязвимы перед коронавирусом

Все обезьяны Старого Света оказались уязвимы перед коронавирусом

Это знание поможет ученым следить за новыми возможными резервуарами SARS-CoV-2 в дикой природе

Все обезьяны Старого Света оказались уязвимы перед коронавирусомОписание© AP Photo/Chris Carlson

ТАСС, 27 октября. Биологи выяснили, что все виды обезьян Старого Света (Catarrhini) могут заражаться коронавирусом нового типа. Чтобы узнать это, исследователи сопоставили структуру их белков, которые SARS-CoV-2 использует для проникновения в клетки человека и других живых существ. Результаты исследования опубликовал научный журнал Communications Biology.

"Наши расчеты показывают, что у всех обезьян Старого Света есть те же 12 ключевых аминокислот, что и в человеческой версии рецептора ACE2 (именно этот рецептор коронавирус нового типа использует, чтобы попасть в здоровую клетку, – прим. ТАСС). Американские обезьяны и лемуры же в этом отношении серьезно от них отличаются. Это резко снижает вероятность того, что коронавирус нового типа может прикрепляться к рецепторам их клеток", – пишут исследователи.

Коронавирус SARS-CoV-2, возбудитель болезни COVID-19, может заражать не только человека, но и многих других млекопитающих. Среди них макаки-резусы, хорьки, норки и кошки. На всеэ этих животных инфекция действует почти так же сильно, как и на человека.

При этом в организме собак, свиней и домашней птицы вирус не мог эффективно размножаться. Ученые считают, что дело может быть в том, что у всех этих животных по-разному устроен клеточный рецептор ACE2. Именно его коронавирус использует для проникновения в клетки людей и других уязвимых видов млекопитающих.

Угроза для всех приматов

В новом исследовании американские и канадские биологи под руководством доцента Нью-Йоркского университета (США) Джеймса Хайэма решили выяснить, опасен ли SARS-CoV-2 для приматов. Они исследовали гены животных из всех ключевых групп приматов, включая столь далеких родичей человека, как лемуры и американские мартышки.

В общей сложности исследователи изучили структуру гена ACE2, который управляет производством одноименного рецептора, у трех десятков видов обезьян и лемуров, в том числе горилл, шимпанзе, гиббонов, макак-резусов, бабуинов и других павианов, а также игрунок, саймири и капуцинов.

Хайэма и его команду в первую очередь интересовала структура того участка белка ACE2, который соединяется с белками оболочки коронавируса и помогает ему проникнуть внутрь клетки. Биологи отслеживали появление мутаций в этой части гена и просчитывали, как такие мутации меняли прочность и структуру связей между оболочкой вируса и ACE2.

Эти расчеты показали, что структура ключевого региона гена ACE2 у всех обезьян Старого Света (также их называют узконосыми обезьянами) или не отличалась от аналогичной части генома человека. Лишь в некоторых случаях в них были мутации, которые, впрочем, не влияли на характер взаимодействий с коронавирусом. Это говорит о том, что все узконосые обезьяны одинаково уязвимы для атак SARS-CoV-2.

При этом в геномах практически всех обезьян Нового Света (широконосые обезьяны, Platyrrhini) было сразу несколько мутаций в критически важной части ACE2. Из-за этих мутаций широконосые обезьяны почти не подвержены коронавирусной инфекции. Лемуры и их родичи занимают в этом отношении промежуточное положение.

Эту особенность приматов и обезьян Старого Света, как считают Хайэм и его коллеги, нжуно учитывать при наблюдениях за формированием возможных резервуаров инфекции в дикой природе, а также при защите редких видов от вымирания.