Суббота, 19 Октября, 2019 год
Главная » Наука » В Мире » Виагра выманила кроветворные клетки из костного мозга в кровь

Виагра выманила кроветворные клетки из костного мозга в кровь

Это поможет сделать как минимум в тысячу раз дешевле некоторые процедуры лечения заболеваний крови и иммунной системы

Комбинация Виагры с иммуностимулятором Плериксафором помогла быстро и эффективно увеличить число кроветворных клеток в крови у мышей. Результаты этого исследования американских ученых могут сделать гораздо дешевле – в некоторых случаях в тысячу раз – лечение некоторых заболеваний крови и иммунной системы. Статью ученых с описанием эксперимента опубликовал научный журнал Stem Cell Reports.

Американские ученые пытались усовершенствовать метод, который часто применяется при лечении онкологических, генетических и гематологических (связанных с кровью) заболеваниях – трансплантацию кроветворных стволовых клеток (еще ее называют трансплантацией гемопоэтических кроветворных клеток). В обиходе метод известен и как трансплантация костного мозга, хотя это название и не совсем точное – зачастую такие клетки берут не только из костного мозга, но и из крови.

Смысл процедуры заключается в том, чтобы здоровые клетки красного костного мозга, из которых образуются эритроциты, заменили собой больные клетки. Здоровые кроветворные клетки могут взять у самого пациента (зачастую их берут заранее в ходе лечения и замораживают), так и у донора.

Чтобы набрать достаточное количество стволовых клеток для пересадки, их нужно "выманить" из костного мозга в кровь. Для этого врачи вводят пациентам специальные стимуляторы – например, так называемый гранулоцитарный колониестимулирующий фактор (Г-КСФ). Это очень эффективное средство, но оно достаточно дорогое, а его прием сопровождается рядом побочных эффектов. Поэтому ученые ищут ему замену.

Камилла Форсберг из Калифорнийского университета в Санта-Крузе с коллегами исследовала действие аналога Г-КСФ – вещества плериксафор. Поскольку в одиночку препарат оказался не слишком эффективен, исследователи решили протестировать его вместе с силденафилом – действующим веществом Виагры, препарата против эректильной дисфункции. Изначально этот препарат разрабатывался для улучшения кровотока в сердечной мышце и лечения некоторых сердечно-сосудистых заболеваний, поэтому, как надеялись врачи, он сможет помочь в этом случае.

Комбинация получилась удачной – при единичном приеме Виагры количество кроветворных клеток крови у лабораторных мышей за два часа увеличилось в 7,5 раз по сравнению с животными, которым этих препаратов не давали. Прием Виагры в течение трех дней увеличил число этих клеток в 8,4 раза. Полученные таким образом кроветворные клетки ученые успешно пересадили другим мышам. Эксперимент не показал противопоказаний.

В дальнейшем комбинацию Виагры и плериксафора нужно будет протестировать на людях, чтобы быть уверенными в том, что они достаточно безопасны и эффективны. Однако даже если и эти тесты пройдут хорошо, это еще не будет означать, что они окончательно заменят Г-КСФ: этот стимулятор может быть более эффективен в некоторых очень тяжелых случаях, либо для пожилых пациентов.

Однако в одном отношении Виагра и плериксафор точно обгонят аналоги. Как пишут в статье Форсберг с коллегами, стоимость одной дозы дженерика Виагры, то есть аналогичного по действию препарата, который не защищает торговая марка, составляет около двух долларов (примерно 130 рублей). При этом стоимость одного сеанса терапии с использованием Г-КСФ может доходить примерно до $3800 (около 246 тыс. рублей). Это явно выгоднее для добровольных доноров стволовых клеток.