Суббота, 2 Июля, 2022 год
Главная » Наука » В Мире » В ранее необитаемой зоне Черного моря нашли жизнь. Ей не мешает даже придонный сероводород

В некоторых случаях это не только бактерии, но даже стаи промысловых рыб

Описание© AP Photo/Michael W. Ishak

СЕВАСТОПОЛЬ, 27 сентября. /ТАСС/. Ученые смогли доказать, что в глубинах Черного моря, на границе с сероводородным слоем, обитают живые организмы, хотя ранее это зона считалась необитаемой. Об этом ТАСС сообщили в Институте биологии южных морей им. А. О. Ковалевского РАН.

Особенность Черного моря состоит в том, что его вода ниже 150-200 метров насыщена сероводородом. В результате в этих глубинных слоях практически не встречаются живые организмы. Также необитаемыми ученые считали так называемую редокс-зону – пограничная область, где воды, насыщенные сероводородом, смешиваются с вышележащими слоями черноморской воды.

Тем не менее, многолетние исследования ученых Института биологии южных морей показали, что это не так. "Благодаря исследованиям наших сотрудников доказано, что в таких местах обитают различные организмы", – сказала собеседница агентства.

К началу работы у ученых были лишь отрывочные сведения о том, что редокс-зона обитаема. В связи с этим ученые посчитали, что в глубинном слое могут обитать более высокоорганизованные физиологически активные формы жизни, нежели простые бактерии. Первые обнадеживающие результаты они получили в 2004 году, во время черноморской экспедиции исследовательского судна Poseidon.

Тогда на глубинах 220-250 метров биологи впервые нашли плотное скопление малых донных организмов – мейобентоса. Похожих результатов они добились в пограничном слое около побережья Турции, Крыма и Кавказа. Более того, если в переходной зоне было дно, то ученые находили и стаи рыб – мерланга и шпрота, а также медуз и гребневиков (морских животных с желеобразным телом, передвигающихся с помощью ресничек).

"В итоге можно считать установленным фактом, что повсеместное присутствие скоплений донной фауны в хемоклине (еще одно название переходного слоя в море, – прим. ТАСС) в исследованных районах должно быть характерно в целом для глубоководной части черноморского бассейна, и проявляется данный феномен у нижней краевой зоны шельфа в виде пояса плотных поселений зообентосных организмов и сосредоточения хищников, вероятно, их потребляющих. Это открытие вносит существенный вклад в обновление наших знаний об экологии и биологической продуктивности экосистемы Черного моря. Результаты исследований направлены для опубликования в российские и зарубежные научные журналы", – добавляется на сайте института.