Воскресенье, 27 Сентября, 2020 год
Главная » Наука » В Мире » В Якутии обнаружили тоннели возрастом 540 млн лет, прорытые древними микроорганизмами

Для установления состава стенок нор использовали сканирующую электронную микроскопию

НОВОСИБИРСК, 31 августа. /ТАСС/. Исследователи из Института нефтегазовой геологии и геофизики (ИНГГ) СО РАН совместно с коллегами из Института ядерной физики (ИЯФ) СО РАН обнаружили тоннели на северо-востоке Сибирской платформы (река Оленек, Якутия), вырытые древними микроорганизмами около 540 млн лет назад. По мнению ученых, ходы, прорытые бактериями в поисках пищи, свидетельствуют о росте числа их популяции в этот период и высокой конкуренции за еду, сообщается в понедельник официальное издание Сибирского отделения (СО) РАН "Наука в Сибири".

Период, которому посвящено исследование сибирских ученых – переходный этап от одного типа биосферы к другому. Этот период называется кембрийским, и от него берет начало современное биологическое разнообразие. Главной задачей ученых стало изучение морских экосистем в докембрийский период, когда появляются первые предпосылки всплеска биоразнообразия.

"Уже 530 миллионов лет назад осадок [на дне океана] активно перемешивали разнообразные роющие организмы, способствуя тем самым обмену. Интервал же 550-530 млн лет (начало кембрия – 540 млн лет назад) представляет собой переходный этап: стали появляться разнообразные животные, которые постепенно начали осваивать новые пищевые ресурсы, в том числе в толще осадка под поверхностью дна", – цитирует издание старшего научного сотрудника лаборатории палеонтологии и стратиграфии докембрия ИНГГ СО РАН Василия Марусина.

По словам ученого, устройство древней фауны находит свое отражение и в геохимических параметрах. Стенки вырытых тоннелей выполнены минералом – пиритом, который по составу отличается от самого осадка. С помощью метода рентгеновской томографии можно реконструировать, как выглядит система ходов изнутри.

"Для установления состава стенок нор использовалась сканирующая электронная микроскопия. Специфическая форма кристаллов пирита указывает на то, что он формировался в результате восстановления сульфатов по периметру нор специфическими бактериями в обедненных кислородом или вообще бескислородных условиях", – отмечает Марусин.

Исследователи показали, что уже с самого начала кембрийского периода достаточно крупные (более 1 мм в диаметре) организмы начали активно зарываться в осадок на глубину 7-10 сантиметров, где они долго находились без кислорода. По словам ученого, возможно, такая необходимость возникла потому, что на поверхности океана конкуренция за пищевые ресурсы среди обитателей морского дна была уже достаточно высокой.