Четверг, 26 Ноября, 2020 год
Главная » Наука » В Мире » В атмосфере Ио впервые увидели следы выбросов вулканов

В атмосфере Ио впервые увидели следы выбросов вулканов

Наблюдения астрономов поставили под вопрос гипотезу о том, что в недрах этого спутника Юпитера существует единый океан магмы

В атмосфере Ио впервые увидели следы выбросов вулкановОписание

ТАСС, 22 октября. С помощью микроволнового телескопа ALMA астрономы впервые увидели, как вулканы Ио – самого "беспокойного" спутника Юпитера – выбрасывают в атмосферу огромные массы газа и пепла. Статью с описанием наблюдений опубликовал Planetary Science Journal.

"Когда Ио попадает в тень Юпитера, ее атмосфера остывает, и все запасы двуокиси серы осаждаются на поверхности спутника. В газообразном состоянии остаются только выбросы вулканов. Благодаря этой особенности Ио мы впервые оценили, как вулканы влияют на устройство и состав атмосферы этого небесного тела", – рассказала Статия Лющ-Кук, планетолог из Колумбийского университета (США) и один из авторов работы.

Ио открыл Галилео Галилеем в начале XVII века, вместе с тремя другими спутниками Юпитера – Ганимедом, Каллисто и Европой. Ее главная отличительная черта – уровень вулканической активности, самый высокий во всей Солнечной системе.

Это объясняется тем, что приливные силы, которые возникают в результате гравитационного взаимодействия Юпитера, Ио, Европы и Ганимеда, постоянно сжимают и растягивают недра спутника. В результате недра Ио разогреваются до очень высоких температур, результатом чего и становится рекордно высокая вулканическая активность.

Лющ-Кук и ее коллеги пишут, что из недр Ио в ее атмосферу должно попадать очень много двуокиси серы, углекислого газа, окиси азота и других газов, которые обычно присутствуют в выбросах вулканов. Астрономы давно интересуются, сколько именно таких выбросов вырабатывают недра Ио Это важно для того, чтобы понимать, как они влияют на облик и состав атмосферы спутника.

"Вулканическая" атмосфера

С помощью микроволнового телескопа ALMA Лющ-Кук и ее коллеги провели впервые проследили, как Ио скрывается в тени Юпитера. Благодаря этому ученые увидели даже самые холодные молекулы газов, в том числе и те вещества, которые выбрасывают вулканы Ио.

Астрономы стали вести эти наблюдения из-за открытия четырехлетней давности. Тогда американские астрономы обнаружили, что каждые 42 часа, когда Ио уходит в тень Юпитера и на два часа остается вне видимости Солнца, атмосфера спутника практически полностью замерзает.

Чувствительности телескопа ALMA хватает, чтобы отследить, как сильно в разных регионах Ио падает концентрация двуокиси серы и других газов, из которых состоит атмосфера спутника. В теории благодаря этому можно оценить, сколько именно газов выбрасывают вулканы Ио в тот момент, когда остальная атмосфера замерзает.

Наблюдения показали, что выбросам вулканов атмосфера Ио обязана почти половиной своего объема. Вдобавок ученые обнаружили, что в разных регионах луны Юпитера состав выбросов значительно отличался. Это говорит о том, что они были связаны с разными резервуарами магмы. Открытие ставит под сомнение гипотезу о существовании единого океана из магмы в недрах Ио.

Авторы исследования надеются, что в ближайшее время смогут узнать не только состав, но и температуру нижних слоев атмосферы Ио. Для этого нужны достаточно длительные наблюдения за тем, как меняется облик Ио при выходе из тени Юпитера.