Четверг, 21 Октября, 2021 год
Главная » Наука » В Мире » Раскрыта природа связи между гормонами стресса и инфарктом миокарда

Раскрыта природа связи между гормонами стресса и инфарктом миокарда

ТАСС, 25 сентября. Медики обнаружили, что высокая чувствительность клеток человека к гормонам стресса повышает активность нескольких десятков генов, связанных с сердечно-сосудистыми заболеваниями и болезнью Альцгеймера. Это объясняет высокую частоту инфарктов у людей, чувствительных к гормонам стресса, сообщила в субботу пресс-служба Европейского общества педиатрической эндокринологии (ESPE).

"Нам впервые удалось показать, как именно повышенная чувствительность к глюкокортикоидам связана с развитием различных проблем со здоровьем, которые провоцирует стресс, в число которых входят инфаркты миокарда и мозга. Это открытие позволит нам разработать новые терапии для этих болезней", – заявил научный сотрудник Афинского университета Николас Николаидес, чьи слова приводит пресс-служба ESPE.

Глюкокортикоиды представляют собой особый класс гормонов, который вырабатывается организмом человека и других позвоночных живых существ в тех ситуациях, когда они испытывают стресс или находятся в неблагоприятных условиях среды. Их выработка часто сопровождается массой негативных изменений в работе всего организма, причины появления которых пока не до конца ясны.

В частности, ученые давно заметили, что люди, особенно сильно подверженные действию этих гормонов, необычно часто переносят инфаркты миокарда и другие опасные проблемы кардиологического характера. Группа медиков под руководством Николаидеса получила ответ на этот вопрос, проследив за действием гормонов на организм свыше 100 добровольцев.

Стресс и сердце

Во время этих опытов ученые вводили в организм участников эксперимента небольшие дозы дексаметазона, синтетического аналога кортизола, одного из важнейших гормонов стресса, и наблюдали, насколько активно их тело реагировало на данное вещество. В дополнение ученые собрали пробы белков и клеток крови добровольцев и изучили, как различалась активность разных участков ДНК в их геноме.

Эти наблюдения указали, что структура клеточных рецепторов, распознающих молекулы гормонов стресса, была одинаковой как у самых чувствительных, так и самых стойких добровольцев. При этом ученые зафиксировали серьезные расхождения в уровне активности около 180 участков ДНК, кодирующих различные белки крови.

Последующий анализ показал, что концентрация примерно 110 из них была необычно большой у людей с высокой чувствительностью к глюкокортикоидам, тогда как доли 66 других белков были ниже нормы. В число молекул из первой группы входят несколько десятков белков, связанных со спонтанным появлением тромбов в сосудах, повышенной активностью иммунных клеток, а также с накоплением патогенного белка бета-амилоида в нервных клетках носителей болезни Альцгеймера.

Подобные различия в работе генов и белков, по мнению исследователей, могут объяснять, почему люди с высокой чувствительностью к гормонам стресса необычно часто страдают от инфарктов и прочих болезней сердечно-сосудистой системы. Последующие наблюдения и опыты, как надеются медики, помогут понять, как можно защитить пациентов от подобных проблем.