Среда, 2 Декабря, 2020 год
Главная » Наука » В Мире » Птерозавры осваивали полет на протяжении многих миллионов лет

Птерозавры осваивали полет на протяжении многих миллионов лет

Самые продвинутые из них тратили на полет вдвое меньше энергии, чем самые первые из их предков

Птерозавры осваивали полет на протяжении многих миллионов летОписание© AP Photo/Itsuo Inouye

ТАСС, 28 октября. Палеонтологи изучили, как менялась анатомия древнейших птерозавров на первых этапах их эволюции, и пришли к выводу, что эти ящеры достаточно медленно приспосабливались к полету. Это искусство они осваивали на протяжении нескольких миллионов лет. Результаты работы опубликовал научный журнал Nature.

"Нас давно интересует то, улучшалась ли способность птерозавров летать по мере их эволюции, а также то, помогал ли этот навык им выживать. Наша новая методика позволила нам изучить долгосрочную эволюцию этих ящеров и ответить на этот вопрос", – рассказал один из авторов исследования, профессор Редингского университета (Великобритания) Крис Вендитти.

Птерозавры были первыми позвоночными существами, которые научились летать. Вопреки обыденным представлениям они не родственники с динозаврами. Как предполагают ученые, эти крылатые ящеры появились в конце триасового периода, около 220-210 млн лет назад – через несколько десятков миллионов лет после того, как их предки, похожие по облику на ящериц, отделились от общего древа эволюции архозавров.

Палеонтологи пока не могут сказать, как происходила их эволюция. Некоторые ученые предполагают, что птерозавры изначально были водными или полуводными существами и постепенно освоили полет. В пользу этой гипотезы говорит структура их кладок и яиц. Однако другие исследователи сомневаются в этом.

История эволюции птерозавров

В новом исследовании профессор Вендитти и его коллеги получили первые ответы на этот вопрос. Они изучали все известные отпечатки тел примитивных птерозавров и проанализировали, насколько эффективно эти ящеры могли летать и удерживать свое тело в воздухе. Сравнивая эти показатели для разных ящеров между собой, палеонтологи попытались вычислить, в какую сторону двигалась их эволюция.

В своем анализе ученые опирались на два ключевых параметра – то, как много энергии птерозавры тратили на перемещение одного килограмма массы своего тела на метр во время активного полета, а также то, с какой скоростью они теряли высоту при отсутствии тяги. Оба этих параметра определяют, насколько эффективно и хорошо летали древние ящеры вне зависимости от того, как были устроены их крылья и кожистые перепонки.

Оказалось, что изначально оба этих параметра у первых птерозавров были относительно невысокими. Однако постепенно, по мере эволюции птерозавров, они росли, плавно увеличиваясь на протяжении нескольких миллионов лет.

В итоге самые продвинутые формы птерозавров тратили на движение в воздухе на 50% меньше энергии, чем их наиболее ранние летающие предки. Благодаря этому птерозавры стали тяжелее примерно в десять раз: самые крупные из них достигали 300 кг.

Однако для самых больших птерозавров из числа так называемых аждархоидов, к числу которых принадлежал и трехметровый кетцалькоатль с размахом крыльев в 10-12 метров, эта тенденция не была характерна. Эффективность их полета по мере эволюции почти не менялась. Это может говорить о том, что эти птерозавры проводили ​большую часть времени на земле, а не в воздухе.

Ученые надеются, что дальнейшее изучение эволюции птерозавров поможет понять, конкурировали ли эти ящеры с первыми птицами и почему все птерозавры вымерли после падения астероида 66,5 млн лет назад, а предки современных пернатых пережили эту катастрофу.