Среда, 29 Июня, 2022 год
Главная » Наука » В Мире » Производные “футбольных мячей” смогли растворить в воде. Это поможет им убивать вирусы

Новая реакция позволит получать растворимые в воде соединения фуллеренов – химических веществ, структура которых похожа на футбольный мяч

МОСКВА, 23 сентября. /ТАСС/. Российские ученые открыли новый способ получения производных особого соединения атомов углерода – фуллерена – которые оказались эффективны при борьбе с вирусами гриппа, ВИЧ и ряда других. Результаты работы, которые опубликованы в научном журнале Organic & Biomolecular Chemistry, открывают возможности для создания эффективных противовирусных препаратов, сообщила в понедельник пресс-служба Сколтеха.

Фуллерен С60 – особая форма углерода. Молекула фуллерена по форме напоминает футбольный мяч, в вершинах пяти- и шестиугольников которого находятся атомы углерода. Эти молекулы обладают уникальными биологическими свойствами. Однако фуллерены и их классические производные не растворяются в воде и биологических средах. Из-за этого использовать их в медицине гораздо сложнее.

Исследовательская группа под руководством профессора Сколковского института науки и технологий ("Сколтеха") Павла Трошина ранее предложила несколько подходов для того, чтобы синтезировать растворимые в воде производные фуллеренов. В новом исследовании на основе результатов квантово-химических расчетов они открыли реакцию для производных фуллеренов. Это позволило получить целую серию ранее недоступных растворимых в воде производных этих веществ, которые обладают высокой противовирусной активностью.

Существующие сейчас противовирусные препараты, как пояснили в Сколтехе, продлевают жизнь пациентов и повышают ее качество, но у них есть ряд существенных недостатков. Они очень токсичны, до места действия лекарства в организме человека доходит относительно небольшое количество препарата, а сами вирусы быстро становятся устойчивы к ним. Обнаруженная в новом исследовании реакция позволяет провести тонкую настройку противовирусных свойств новых соединений. Кроме того, она позволяет понять, как связаны структура соединений и их противовирусная активность.

Сейчас вирусные инфекции становятся причиной более чем 90% инфекционных патологий человека. Один из наиболее опасных вирусов – ВИЧ, он вызывает синдром приобретенного иммунодефицита человека (СПИД). Другой серьезной проблемой ученые считают сезонную циркуляцию вирусов гриппа, что приводит к гибели до 500 тыс. человек в мире ежегодно. Новые разновидности вирусов гриппа часто приводят к высокой смертности пациентов (до 60% для птичьего гриппа H5N1 и H5N8) и не поддаются лечению существующими лекарственными средствами.