Среда, 4 Августа, 2021 год
Главная » Наука » В Мире » Притяжение белого карлика вытянуло в каплю его соседку по двойной звезде

Притяжение белого карлика вытянуло в каплю его соседку по двойной звезде

Через 70 млн лет они и вовсе породят сверхновую

Притяжение белого карлика вытянуло в каплю его соседку по двойной звезде

© EPA-EFE/MICK TSIKASЧитайте ТАСС вЯндекс.НовостиЯндекс.Дзен…Показать скрытые ссылкиGoogle Новости

ТАСС, 12 июля. В созвездии Близнецов астрономы обнаружили необычную двойную звезду. Одна из ее составляющих под действием притяжения соседки приобрела форму капли. Через 70 млн лет они сольются, в результате чего произойдет взрыв сверхновой, пишут исследователи в научном журнале Nature Astronomy.

"С одной стороны, белый карлик может поглотить достаточно много материи, чтобы плазма соседки начала напрямую перетекать на его поверхность. Если этого не произойдет, то звезды постепенно сблизятся и сольются. И в том, и в другом случае произойдет взрыв сверхновой", – рассказала Индгрид Пелисоли, один из авторов статьи, научный сотрудник Уорикского университета.

Белыми карликами астрономы называют ядра "выгоревших" небольших звезд, у которых нет собственных источников энергии. Они возникают на последних этапах жизни звезд, которые не более чем в десять раз тяжелее Солнца. Такие звезды не взрываются в виде сверхновой, а сбрасывают свои внешние оболочки. В результате образуется туманность, которую изнутри "подсвечивает" их бывшее ядро.

Масса белых карликов не может превышать так называемый предел Чандрасекара. При его достижении материя ядра выгоревшего светила достигает такой плотности, что его атомы перестают существовать, и оно превращается в нейтронную звезду. Традиционно считается, что этот предел примерно в 1,44 раза больше массы Солнца, однако его точное значение еще не установили.

Практически все известные белые карлики очень далеки от этого предела. Однако в результате слияния пар подобных выгоревших светил, а также белого карлика и обычной звезды его достаточно часто превышают. В результате происходит мощный термоядерный взрыв, сверхновая первого типа, и почти вся материя обеих звезд превращается в свет и энергию.

Пелисоли и ее коллеги открыли двойную звезду, которая породит подобную вспышку в ближайшее время (по астрономическим меркам). Они изучали данные, которые собирал орбитальный телескоп TESS, запущенный в 2019 году для поисков экзопланет земного типа.

Внимание ученых привлекла звезда HD265435, расположенная в созвездии Близнецов на расстоянии в 1,5 тыс. световых лет от Земли, чья яркость периодически повышалась и снижалась. Как правило, подобные колебания обычно указывают на существование одной или нескольких планет в окрестностях светила, однако в данном случае они раскрыли крайне экзотический характер устройства данной звездной системы.

По словам ученых, сдвиги в силе свечения были связаны с тем, что HD265435 представляет собой двойную звезду, которая состоит из невидимого для нас белого карлика и так называемого горячего субкарлика. Так ученые называют очень компактные и горячие светила, которые возникают после сброса внешних оболочек некоторыми типами крупных звезд на последних этапах их существования.

Горячий субкарлик, как обнаружили Пелисоли и ее коллеги, обладал крайне нетипичной для звезды формой. Он был вытянут в каплю под действием притяжения белого карлика, который совершал один оборот вокруг второго светила меньше чем за 100 минут. При этом расчеты ученых показывают, что расстояние между ними непрерывно уменьшается из-за того, что обе звезды теряют энергию на излучение гравитационных волн.

Примерно через 70 млн лет это приведет к тому, что обе звезды сольются и породят объект, чья масса будет превышать солнечную как минимум в 1,65 раза. Эта особенность звездной системы HD265435 делает ее одним из самых близких к Земле "зародышей" сверхновых первого типа, дальнейшее изучение которого поможет ученым понять, как часто слияния белых карликов и горячих субкарликов порождают подобные вспышки.