Четверг, 1 Октября, 2020 год
Главная » Наука » В Мире » Переливание крови защитило мышей от последствий инсульта

Переливание крови защитило мышей от последствий инсульта

Интересно, что грызунам помогало только полное переливание, частичное не оказывало такого же эффекта

Переливание крови защитило мышей от последствий инсультаОписание© Кирилл Кухмарь/ТАСС

ТАСС, 25 августа. Американские ученые защитили мышей от тяжелых последствий инсульта. Для этого специалисты очистили их кровеносную систему от крови и заменили ее на плазму от здоровых мышей. Результаты исследования опубликовал научный журнал Nature Communications.

"Мы впервые показали, что благодаря замене всей крови состояние больных, переживших инсульт, улучшается. Это было связано с тем, что переливание крови уменьшило уровень воспалений и концентрацию белка MMP-9 в крови мышей", – пишут исследователи.

Инсульты и другие виды кровоизлияний в мозг – это одна из главных причин преждевременных смертей в большинстве развитых стран мира наряду с инфарктами, сердечной недостаточностью и различными формами раковых опухолей. По статистике Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), жертвами инсультов ежегодно становятся около 15 млн людей, из которых 5 млн погибают, а еще пять становятся инвалидами.

Значительная часть инсультов, как предполагают эксперты, связана с высоким давлением и вредными привычками. Зная это, их можно предотвращать, корректируя поведение и пищевые привычки людей из группы риска. Многие тяжелые последствия инсульта связаны еще и с тем, что больным своевременно не оказывают медицинскую помощь.

Ученые под руководством профессора Университета Западной Виргинии (США) Джеймса Симпкинса открыли относительно простой и очень эффективный метод борьбы с самыми опасными последствиями инсультов.

Нейтрализация последствий инсультов

Многие нарушения в работе мозга, связанные с инсультами, возникают не сразу после того, как нарушается кровоснабжение мозга, а через несколько часов или даже суток после того, как оно восстанавливается. Медики предполагают, что это связано с тем, что из-за тромба внутри сосудов мозга начинается мощная воспалительная реакция и повреждается гематоэнцефалический барьер – преграда, которая отделяет нервную ткань от остального организма.

Чтобы узнать причины этого, Симпкинс и его коллеги вызвали у мышей искусственный аналог инсульта. Для этого они пережимали одну из артерий в их мозге и наблюдали за тем, как менялся состав крови и поведение клеток иммунной системы, которые участвуют в производстве различных сигнальных молекул, способствующих развитию воспалений.

Для этого ученые останавливали кровоток и через некоторое время постепенно восстанавливали его, вводя кровь в ту же самую артерию через набор трубок и иголок. Параллельно ученые проверяли, что произойдет, если заменить часть или всю кровь больных грызунов на плазму их здоровых сородичей, в которой предположительно не было сигнальных молекул и иммунных клеток, связанных с инсультом.

Эти опыты показали, что большей части последствий остановки кровотока можно было избежать, если полностью заменить всю кровь больных мышей. После этой процедуры ни одна мышь не погибла от инсульта, а размеры поврежденной области мозга уменьшались в несколько раз. Что интересно, при частичном переливании крови или при перекачке крови больного грызуна в обход заблокированного сегмента артерии подобного благотворного эффекта не было.

Сравнив образцы крови, ученые обнаружили, что полное переливание крови привело к двум большим изменениям. В организме мышей уменьшилась концентрация белка MMP-9, который предположительно участвует в разрушении барьера между мозгом и кровеносной системой, а также уменьшилось количество нейтрофилов – клеток иммунной системы, которые вырабатывают это вещество и сигнальные молекулы, которые приводят к развитию воспалений.

Если эти опыты завершатся успешно, то, как надеются ученые, можно будет начать клинические испытания с участием добровольцев, которые недавно пережили инсульт. С помощью следующих опытов на мышах можно будет выяснить, какие компоненты крови усугубляют повреждения, связанные с временным прекращением кровоснабжения мозга. Это позволит понять, как их можно подавить с помощью лекарств, что значительно упростит процедуру лечения инсульта.