Среда, 30 Сентября, 2020 год
Главная » Наука » В Мире » Отключение клеточного “антивируса” повысило эффективность генной терапии

Отключение клеточного “антивируса” повысило эффективность генной терапии

Благодаря этому одна из разновидностей геномного редактора CRISPR/Cas9 стала работать еще эффективнее

Отключение клеточного "антивируса" повысило эффективность генной терапииОписание© Budimir Jevtic/Shutterstock/FOTODOM

ТАСС, 4 сентября. Американские молекулярные биологи сделали генную терапию более эффективной, с помощью геномного редактора CRISPR/Cas9 временно отключив гены, которые защищают клетки человека от аденовирусов. Статью с результатами их работы опубликовал научный журнал Nature Cell Biology.

"Мы пытаемся поймать сразу двух зайцев – систему CRISPR/Cas9 можно одновременно использовать и для генной терапии, и для того, чтобы контролировать реакцию иммунитета на аденовирусы", – рассказал один из авторов исследования, доцент Питтсбургского университета (США) Мо Эбрахимхани.

За последние годы молекулярные биологи создали несколько десятков видов генной терапии, которые защищают человека или животных от смертельно опасных болезней или возвращают им способности, утерянные из-за мелких повреждений в генах. Большую их часть проверили лишь на мышах и других животных, и только небольшая часть испытаний дошла до опытов на человеке.

К примеру, в 2016 году британские медики спасли жизнь годовалой девочки с лейкемией, отредактировав ДНК определенных типов иммунных клеток. К клиническим испытаниям готовятся различные типы генной терапии, направленные на борьбу с дистрофией сетчатки глаза и некоторыми типами раковых опухолей.

Главным препятствием для большинства форм генной терапии остается то, что в ходе нее врачи используют некоторые разновидности ретровирусов без "боевой" части. Они очень часто вызывают у пациента иммунную реакцию, которая снижает эффективность лечения, а в некоторых случаях мешает довести его до конца.

Временное "отключение" иммунитета

Эбрахимхани и его коллеги случайно открыли способ, с помощью которого можно обойти эту проблему. Перед этим они пытались приспособить геномный редактор CRISPR/Cas9 для того, чтобы подавить воспаления, которые появляются при заражении крови или других тяжелых болезнях.

Ученые пытались временно "отключить" ген MyD88, который играет ключевую роль в активации врожденного и приобретенного иммунитета человека и других многоклеточных животных. Для этого исследователи модифицировали белок Cas9 таким образом, чтобы он начал соединяться с той частью ДНК клетки, где есть ген MyD88. Целью ученых было помешать считыванию этого гена с помощью двух "стоп-сигналов" – молекул белков KRAB и HP1a.

Проверяя на мышах, как работает этот механизм, ученые заметили, что CRISPR/Cas9 не только мешал воспалениям появляться, но и значительно уменьшал количество антител, которые организм грызунов вырабатывал в ответ на проникновение аденовирусов, с помощью которых ученые "отключали" MyD88.

Ученые проверили, что произойдет, если ввести в тело тех же мышей один из экспериментальных препаратов, с помощью которых в их ДНК можно вставить ген кишечной палочки, отвечающий за производство ферментов для расщепления лактозы – молочного сахара. Аналогичные опыты ученые провели с аденовирусом, который "отключает" ген PCSK9 и ускоряет вывод холестерина из организма.

Оказалось, что если предварительно отключать MyD88, то обе генные терапии работали гораздо эффективнее: белков кишечной палочки в этом случае образовывалось вдвое больше, да и фермента PCSK9 в крови животных формировалось меньше. При этом животные оставались здоровыми и не испытывали проблем с иммунитетом в следующие несколько месяцев наблюдений.

Подобный подход, как надеются ученые, сделает генную терапию более безопасной и эффективной. Благодаря этому ее можно будет шире использовать в клинической практике, а медики с ее помощью смогут бороться с множеством врожденных болезней, с которыми другие подходы к редактированию генома человека пока не могут справиться.