Вторник, 3 Августа, 2021 год
Главная » Наука » В Мире » Климат заподозрили во влиянии на размеры тела предков человека

Климат заподозрили во влиянии на размеры тела предков человека

Это происходило на протяжении миллиона лет, считают ученые

Климат заподозрили во влиянии на размеры тела предков человека

© AP Photo/David ZalubowskiЧитайте ТАСС вЯндекс.НовостиЯндекс.Дзен…Показать скрытые ссылкиGoogle Новости

ТАСС, 8 июля. Типичные размеры тела наших предков напрямую зависели от средних температур поверхности Земли. Это характерно как минимум для последнего миллиона лет, пишут антропологи в научном журнале Nature Communicaions.

"Даже сегодня можно заметить, что люди, живущие в теплых областях планеты, обычно уступают в размерах жителям умеренных широт. Наше исследование показывает, что за последний миллион лет главным движущим фактором эволюции тела человека был климат, и, в особенности, температура окружающей среды", – отметил один из авторов работы, профессор Кембриджского университета Андреа Маника.

Антропологи считают, что климат сыграл очень важную роль в человеческой эволюции. К примеру, 3 млн лет назад климат Африки стал более засушливым и жарким, из-за чего предки австралопитеков и первых представителей рода Homo сменили место обитания с деревьев на саванны. А когда кроманьонцы попали в Евразию, их кожа и волосы постепенно стали светлее, а форма лица и носа поменялась, чтобы их организм начал терять меньше тепла во время холодных зим. Новое исследование показало, что изменение климата Земли могло управлять еще размерами тела наших предков.

Маника и его коллеги изучили более 300 останков древних представителей рода Homo, которые жили на протяжении последнего миллиона лет, – кроманьонцев, неандертальцев, гейдельбергского и прямоходящего человека. Антропологов интересовало три параметра – масса, рост и размеры мозга. Все эти показатели по мере эволюции нашего рода сильно увеличились, однако ученые до сих пор не определились с однозначной причиной того, почему это произошло.

Анализ показал, что на размеры мозга наших предков и их родичей колебания климата практически не влияли. Больше всего на этот параметр влияла среда обитания: чем менее лесистой и более открытой она была, тем мозг был больше.

Однако в отношении роста и массы климат был одним из главных факторов эволюции. Как правило, чем ниже была средняя температура окружающей среды, тем более высокими и крупными были представители рода Homo, жившие в подобных условиях. Это было характерно как для древних предков современных людей, так и для кроманьонцев и неандертальцев.

В этом отношении, как отмечают исследователи, человек не отличается от всех остальных обитателей Земли: среднем размеры организмов, которые живут в умеренных и приполярных широтах, больше, чем у тех, кто обитает в окрестностях экватора.