Вторник, 1 Декабря, 2020 год
Главная » Наука » В Мире » Грудная клетка неандертальцев была бочкообразной с самого рождения

Грудная клетка неандертальцев была бочкообразной с самого рождения

Это помогало неандертальцев выживать в тяжелых условиях

Грудная клетка неандертальцев была бочкообразной с самого рожденияОписание© AP Photo/Laurent Cipriani

ТАСС, 7 октября. Изучение структуры костей из пещер Кавказа, Сирии и Франции позволило частично узнать облик неандертальских детей. Оказалось, что у неандертальцев с первых дней жизни была бочкообразная грудная клетка, пишут исследователи в научном журнале Science Advances.

"С помощью виртуальных систем реконструкции и морфометрических методов мы узнали, как была устроена грудная клетка неандертальских детей возрастом от первых дней жизни и до трех лет. Оказалось, что грудная клетка у неандертальцев с самого рождения была бочкообразной. Кроме того, у них было несколько уникальных черт. Вероятно, это было связано с тем, что им нужно было больше энергии и кислорода по сравнению с нашими предками", – пишут ученые.

Неандертальцы жили на территории Евразии гораздо дольше Homo sapiens. За сотни тысяч лет существования они адаптировались к суровым условиям эпохи оледенения.

К примеру, руки неандертальцев были приспособлены для нанесения сильных ударов копьем, а бочкообразная грудная клетка позволяла им глубже дышать, легче переносить длительные и тяжелые физические нагрузки и переживать сильные удары копытами и лапами животных, а также врагов. Другие необычные черты неандертальцев, такие как их особо крупный и мясистый нос, как недавно выяснили генетики, возникли случайно.

Ученых особенно интересует то, как и когда возникли эти черты и были ли они у неандертальцев в детстве. Это показывает, различались ли траектории развития разных представителей рода Homo. В частности, антропологи под руководством научного сотрудника Университета Бордо (Франция) Даниела Гарсии-Мартинеса решила изучить, была ли у неандертальцев бочкообразная грудная клетка в первые годы жизни.

Разные с рождения

Для этого ученые изучили четыре частичных скелета детей неандертальцев из российской Мезмайской пещеры на Кавказе, пещерах Дедерия на севере Сирии и Рок-де-Марсаль на юге Франции, а также на Мустьерской стоянке древних людей во Франции. Ученые отмечают, что все они погибли в самом начале своей жизни, на что указывают размеры костей и несросшиеся "швы" между ними.

Останки неандертальских детей дожили до наших дней в сильно поврежденном виде. Раньше ученые из-за этого не могли точно реконструировать их облик и понять, как выглядел их скелет при жизни. Гарсия-Мартинес и его коллеги решили эту проблему, создав виртуальные копии их костей, сравнив их между собой и использовав эти данные для восстановления формы грудной клетки и других частей скелета юных Homo neanderthalensis.

Как оказалось, объем грудной клетки у неандертальских детей был значительно больше, чем у новорожденных младенцев и детей Homo sapiens аналогичного возраста. При этом она была значительно короче, но при этом шире и глубже. В целом это повторяет то, как различается устройство грудной клетки у взрослых представителей и того, и другого вида.

В целом степень различий в устройстве грудной клетки у Homo sapiens и Homo neanderthalensis была одинаковой для всех возрастов, что говорит о схожей программе их роста. С другой стороны, объем грудной клетки неандертальцев увеличивался несколько быстрее по мере их роста по сравнению с тем, как меняется анатомия этой части тела у современных и древних Homo sapiens.

Как предполагают ученые, это говорит о том, что различия в ее форме и размерах действительно были связаны с тем, что Homo neanderthalensis жили в условиях, где им приходилось тратить много энергии и физических усилий для выживания. Как эта особенность их физиологии могла повлиять на вымирание неандертцальцев, антропологам еще предстоит выяснить.