Воскресенье, 28 Февраля, 2021 год
Главная » Наука » В Мире » Горы на Земле перестали расти перед началом эволюционной “спячки” на миллиард лет

Геохимики из Китая связывают образование суперконтинента Нуны примерно два миллиарда лет назад с почти полным прекращением образования новых гор, что породило голод в мировом океане

ТАСС, 11 февраля. Группа геохимиков из Китая под руководством доцента Пекинского университета Тана Мина выяснила, что новые горы почти перестали появляться на Земле в середине протерозойской эры. Это было связано с рождением суперконтинентов Нуны и Родинии и тормозило эволюцию жизни почти  миллиард лет, пишут ученые в журнале Science.

Геохимики составили первую детальную карту того, как менялась толщина земной коры на протяжении всей истории существования планеты. Для этого они исследовали порядка 14 тысяч цирконов – кристаллов тугоплавких пород, которые возникают при очень высоких температурах в глубинных слоях коры – и по содержанию в них европия и других редкоземельных элементов определили толщину земной коры в моменты возникновения этих пород.

Оказалось, что примерно два миллиарда лет назад толщина коры начала резко уменьшаться, и достигла минимума примерно к последней трети протерозойской эры, что совпадает по времени с образованием суперконтинента Нуны и распадом ее "наследника" Родинии. Появление этих суперконтинентов, как считают ученые, привело к резким изменениям в системе распределения тепла по мантии Земли.

Самые горячие ее участки, по мнению геохимиков, были сконцентрированы под Нуной и Родинией, другие участки охладились и движение тектонических плит в других регионах Земли почти полностью прекратилось. В результате процесс формирования новых гор остановился, а эрозия уже существовавших горных массивов замедлилась.

Первичный океан Земли лишился главного источника фосфора, молибдена и других микроэлементов, критически важных для существования фотосинтезирующих микробов и других представителей древней жизни. Уровень кислорода в атмосфере упал почти до нуля, а жизнь ушла в эволюционную "спячку" почти до начала кембрийской эры, полагают ученые.