Среда, 25 Ноября, 2020 год
Главная » Наука » В Мире » Экстракт ромашки частично избавил мышей от синдрома Дауна

Экстракт ромашки частично избавил мышей от синдрома Дауна

Ученые планируют продолжить испытания на других лабораторных животных

Экстракт ромашки частично избавил мышей от синдрома ДаунаОписание© anyaivanova/Shutterstock/FOTODOM

ТАСС, 23 октября. Биологи впервые подавили часть симптомов синдрома Дауна у еще не родившихся мышат, добавив в пищу их матерей апигенин – летучее вещество, которое вырабатывают клетки ромашки, петрушки и некоторых цитрусов. Статью с результатами их исследования опубликовал научный журнал American Journal of Human Genetics.

"После того, как мы добавили апигенин в пищу беременных мышей, у их будущих детенышей исчезли многие дефекты развития мозга. Также это значительно улучшило умственные способности мышат после их появления на свет. Результаты этих опытов говорят о том, что это вещество можно использовать для лечения синдрома Дауна", – пишут исследователи.

Синдром Дауна – одна из самых распространенных причин слабоумия и других проблем с работой мозга у человека. Умственное развитие у носителей этого синдрома нарушается из-за того, что в их ДНК содержится не две, а три копии 21-й хромосомы. Из-за этого нарушается работа генов, которые отвечают за формирование и работу мозга. В результате носители таких генов с самых первых дней жизни отстают от сверстников в умственном развитии.

За последние годы нейрофизиологи и генетики обнаружили несколько генов и "проблемных" участков мозга, работа которых у носителей синдрома Дауна нарушается сильнее всего. Из-за этого ученые задумались о создании генной терапии или открытии лекарств, которые бы могли исправлять или подавлять эти нарушения и позволили бы детям нормально развиваться.

Молекулярные биологи под руководством директора Национального института здоровья детей (США) Дианы Бьянки выяснили, что чего-то подобного можно добиться с помощью экстракта ромашки или других растений, которые вырабатывают апигенин.

Это вещество входит в группу флавоноидов – летучих соединений, которые растения используют как химические сигналы, пигменты и для множества других целей. Наблюдения диетологов и медиков показывают, что эти вещества отличают мощные антиоксидантные и антиаллергенные свойства.

Помощь природы

Американские ученые обратили внимание на то, что многие нарушения в развитии мозга ребенка с синдромом Дауна возникают еще в утробе матери из-за множества очагов воспалений в формирующейся нервной ткани. Исследователи предположили, что вещества, которые могут проникать через барьер между плацентой и кровеносной системой матери, в теории могут подавить эти воспаления и нормализовать развитие мозга. К таким веществам относится и апигенин.

Руководствуясь этой идеей, ученые провели серию экспериментов на культурах человеческих клеток из зародышей с синдромом Дауна, а также на лабораторных мышах.

Первая часть опытов подтвердила, что это вещество действительно повышает стойкость культур клеток к различным формам стресса и воспалений. После этого Бьянка и ее коллеги стали добавлять в корм беременных самок мышей большие количества апигенина, чтобы проверить, как это повлияет на выраженность симптомов синдрома Дауна у их потомства. Второй группе беременных мышей апигенина в корм не добавляли.

Наблюдения показали, что в результате в клетках зародышей значительно изменился характер активности нескольких сотен генов. Из-за этого у мышиных эмбрионов снизился уровень воспалений, а их организм вернулся на относительно нормальную траекторию развития.

Благодаря этому мышата с лишней хромосомой, матери которых получали много апигенина, по сравнению с сородичами из контрольной группы лучше запоминали запахи, быстрее распознавали источники опасности и активнее двигались. По мере взросления они тратили гораздо меньше времени на изучение окружающего пространства, а их память оказывалась гораздо лучше, чем у их сородичей из контрольной группы.

Ученые считают, что подобные результаты позволяют продолжить испытания на других модельных животных. Если они закончатся успешно, можно будет переходить к тестированию и на людях.