Среда, 29 Июня, 2022 год
Главная » Наука » В Мире » Дневной свет позволил легче переносить некомфортную температуру в помещении

Дневной свет позволил легче переносить некомфортную температуру в помещении

Так что при наличии достаточного естественного освещения зимой можно будет меньше обогревать здания, а летом – меньше охлаждать

Дневной свет позволил легче переносить некомфортную температуру в помещении

Описание© Сергей Бобылев/ТАСС

ЖЕНЕВА, 24 сентября. /ТАСС/. Количество дневного света в помещении влияет на то, как находящийся в нем человек ощущает тепло – например, при одинаковой температуре нам комфортнее в той комнате, которая освещена лучше. К такому выводу пришли специалисты Федеральной политехнической школы Лозанны (EPFL). Статью ученых опубликовал научный журнал Scientific Reports.

Ученые выяснили, что дневной свет служит психологическим фактором, благодаря которому человек воспринимает температуру комнаты. Результаты исследования, как отмечает сайт EPFL, открывают путь к экономии энергии – для этого нужно будет адаптировать существующие стандарты обогрева жилищ к реальным нуждам.

В эксперименте участвовали 42 женщины и столько же мужчин. Они находились в комнатах с температурой в 19, 23 и 27 градусов Цельсия. При помощи фильтров на окнах ученые меняли степень дневного освещения от низкой до высокой. Затем участникам эксперимента предложили ответить на вопросы о том, в каких условиях они ощущали себя более комфортно, было ли им тепло или холодно. В ходе эксперимента исследователи измеряли также температуру тела испытуемых.

Оказалось, что участники эксперимента при одинаковой температуре в 19 градусов Цельсия чувствуют себя комфортнее при максимальном естественном освещении по сравнению с тусклым светом. Если же в комнате было теплее, то испытуемым было комфортно в условиях слабой освещенности. При этом изменений в температуре тела участников ученые не обнаружили, то есть они ощущали комфорт чисто психологически.

Полученные результаты специалисты сравнили с действующими с 70-х годов прошлого века рекомендациями по обогреву жилых помещений. Они пришли к заключению, что в помещениях, которые хорошо освещены дневным светом, люди готовы терпеть более высокую температуру, чем там, где используются только электрические лампы. Это связано исключительно с тем, что от дневного света человек сразу ожидает больше тепла. Различие между психологическим восприятием тепла и реальной температурой составило 1,7 градуса Цельсия. Для энергетиков это существенная разница. Она дает возможность снизить затраты на кондиционирование зданий.

"Этот результат показывает, что мы, возможно, слишком сильно охлаждаем некоторые помещения, в частности, комнаты в зданиях со стеклянными стенами, поскольку само присутствие дневного света позволяет людям лучше переносить жару", – пояснила ведущий автор научной работы Джоржия Чинацца. "Если наша гипотеза подтвердится, то мы могли бы добиться экономии энергии, сделав выбор в пользу естественного освещения вместо электрического при строительстве и ремонте зданий", – резюмировала она.