Четверг, 25 Февраля, 2021 год
Главная » Наука » В Мире » Белый карлик заподозрили в поглощении обломков коры экзопланеты

Белый карлик заподозрили в поглощении обломков коры экзопланеты

Благодаря этому открытию ученые надеются узнать химический состав древнейших планет нашей Галактики

Белый карлик заподозрили в поглощении обломков коры экзопланеты© EPA/SPACE TELESCOPE SCIENCE INSTiTUTE/NASAЧитайте ТАСС вЯндекс.НовостиЯндекс.Дзен…Показать скрытые ссылкиGoogle Новости

ТАСС, 11 февраля. В созвездии Дракона астрономы нашли белый карлик, недавно поглотивший обломки коры каменистой экзопланеты, которая вращалась вокруг него в далеком прошлом. Наблюдения за этой звездой помогут узнать химический состав древнейших планет Млечного Пути, пишут ученые в научном журнале Nature Astronomy.

"В прошлом мы уже находили в спектре свечения белых карликов следы ядра и мантии экзопланет. Теперь же мы обнаружили в спектре излучения белых карликов следы лития и натрия, что однозначно указывает на то, что они могут поглощать обломки коры планет", – прокомментировал один из авторов работы, астрофизик из Уорикского университета (Великобритания) Марк Холлэндс.

Белыми карликами астрономы называют ядра "выгоревших" небольших звезд, лишенных собственных источников энергии. Они возникают на последних этапах жизни светил, чья масса не превышает солнечную более чем в десять раз. Такие звезды не взрываются в виде сверхновой, а сбрасывают свои внешние оболочки, формируя туманность, которую изнутри "подсвечивает" их бывшее ядро.

Недавно ученые заметили, что белые карлики обладают одним интересным свойством. Любая поглощаемая ими материя распределяется по их толще не случайным образом, как в обычных звездах, а в виде своеобразного слоеного пирога. Самые тяжелые элементы, в том числе железо, кремний, углерод или кислород, оказываются во внутренних слоях белого карлика, тогда как водород и гелий "всплывают" на его поверхность.

Эта особенность белых карликов позволяет астрономам находить следы недавних столкновений этих звезд с другими небесными телами, чьи недра содержат в себе большие запасы тяжелых элементов. Анализируя структуру спектра нескольких соседних белых карликов, планетологи открыли за последние годы сразу несколько примеров того, как эти звезды столкнулись и поглотили несколько комет, астероидов и обломков ядер и мантии планет.

Следы древнейших планет Галактики

Холлэндс и его коллеги открыли первый пример того, что спектр излучения этих звезд может содержать в себе и следы обломков коры разрушенных экзопланет, детально изучая свойства пяти сотен близлежащих белых карликов, расположенных в 130 световых годах от Земли.

Внимание ученых привлек белый карлик SDSS J1330+6435, расположенный в созвездии Дракона. В его спектре ученые обнаружили линии поглощения и излучения, связанные с литием и натрием – легкими щелочными металлами, которые почти полностью отсутствуют в породах мантии и ядра Земли и других каменистых планет.

Помимо этого, исследователи обнаружили в спектре звезды следы кремния, кислорода и ряда других элементов, составляющих основу горных пород. Это указало на то, что данный белый карлик недавно захватил и поглотил обломки уничтоженной планеты, в том числе и фрагменты ее коры. Опираясь на эти сведения, британские астрофизики открыли аналогичные  особенности в структуре спектра еще трех белых карликов, расположенных в созвездиях Пегаса, Геракла и Девы.

Что интересно, все эти белые карлики являются очень древними звездами. По текущим оценкам астрофизиков, самый "младший" из них возник свыше шести миллиардов лет назад,  а самый "пожилой" – около 10 млрд лет назад.

Соответственно, открытие следов каменистых планет в их окрестностях означает, что аналоги Земли могли возникнуть в нашей Галактике еще во времена ее юности. Это значительно повышает вероятность существования жизни на других каменистых планетах у небольших звезд, которые еще не превратились в белые карлики.