Новости Зеленограда, инфопортал Зеленоград ИНФО
Воскресенье, 11 Апреля, 2021 год
Главная » Медицина » В Мире » «Детский ад»: как понять, что ребёнку плохо в саду

«Детский ад»: как понять, что ребёнку плохо в саду


«Детский ад»: как понять, что ребёнку плохо в саду                                                Каждое утро сборы в садик начинаются с истерики, каждый вечер ребёнок возвращается домой сам не свой. Как понять причину происходящего? Это просто капризы, или с малышом в образовательном учреждении действительно происходит что-то плохое? Ведь на прямой вопрос он почти наверняка не ответит, может приукрасить ситуацию или выдумать историю. Педагоги и психологи поделились действенными приёмами, как оценить реальное состояние детей в детском саду.

Временные трудности

Нежелание идти в детский сад вполне нормально – взрослые ведь тоже не всегда хотят на работу, даже интересную и любимую. Но обычно именно утренние истерики родители считают главным признаком проблем. Психологи отмечают, что дети могут отказываться идти в сад в период адаптации и после длительного перерыва, например, болезни или отпуска.

Психолог «Интересного детского сада» Павел Тарунтаев в этом случае советует обратить внимание на то, как ребёнок ведёт себя после расставания. Будет неплохо, если воспитатель сможет прислать фото или видео, как малыш играет и занимается в течение дня. «Если вы видите, что ребенок бодр, весел и активно включается в занятия и игры, то переживать не стоит – просто ему немного грустно, что вы уходите, и это нормально, – рассказывает специалист. – А если в саду почти весь день ребёнок грустный и отрешённый, то стоит начать разбираться в ситуации».

Необычное поведение

Но что если долгих перерывов не было, а ребёнок ни с того ни с сего вдруг несколько дней подряд отказывается идти в сад? Стоит обратить внимание на то, как он ведёт себя в обычной жизни. Важно всё: хорошо ли ест и спит, занимается ли любимыми делами, с охотой ли ходит в кружки и секции. Становится ли ребёнок менее жизнерадостным, активным и открытым, более боязливым, тревожным и агрессивным?

«Если эти изменения довольно растянуты во времени – это серьёзный повод побеседовать как с ребёнком, так и с педагогическим составом, – подчёркивает Павел Тарунтаев. – Возможно, конечно, ребенок проходит через «кризисные» моменты развития. Но лучше как можно раньше и точнее определить причины изменений. В таком случае я настоятельно рекомендую посетить психолога».

С няней хорошо, в саду – плохо

Не всегда ребёнок плачет перед походом в сад, потому что ему там плохо. Иногда он просто не готов расстаться с мамой. «Это признак сформированной привязанности к маме и отсутствия привязанности в детском саду, – рассказывает директор по развитию демократической школы НОС Лика Крючкова. – Возможно, ребёнок ещё не дорос до стадии, когда он готов на долгое время оставаться без значимого взрослого».

Отличить одну ситуацию от другой мама двоих детей предлагает, оставив малыша под присмотром бабушки или няни, в детском клубе или игровой комнате. Если ребёнок «липнет» к взрослому и занимается только вместе с ним или хотя бы в его присутствии, это значит, что общество детей ему пока не так важно и интересно. Поэтому по возможности лучше не идти в детский сад, а найти няню.

Общение с воспитателем

Самый простой способ узнать, как себя чувствует ребёнок в детском саду – поддерживать доверительные отношения с воспитателем. Но на практике именно этим родители зачастую и пренебрегают. Действительно, как доверять сотрудникам детского сада, если именно они и видятся источником опасности? Недоверие родителей обязательно передастся и ребёнку. «На этом этапе крайне важны реакции взрослых, – говорит психолог, медиатор, генеральный директор «Школы Душевного Равновесия» Юлия Гусева. – Если мама, приводя ребёнка в сад, тревожится, переживает, не хочет расставаться с ним или, наоборот, «незаметно убегает, пока отвлекли» – это скажется на отношении к детскому саду».

Педагог Лика Крючкова отмечает, что в детском саду должны работать «тёплые» принимающие взрослые: «И это нельзя рассматривать как приятный бонус детского сада, это необходимое условие. Конечно, это не значит, что у ребенка никогда не будет конфликтов с персоналом. Но стоит обращать особое внимание на поведение взрослых в этих конфликтах».

По мнению психолога Павла Тарунтаева, жаловаться на воспитателя ребёнок может и для того, чтобы «сломать границы», например, если педагог по объективным причинам что-то не разрешает или делает корректные замечания. Поэтому в любой сложной ситуации начинать стоит с разговора с воспитателем.

Игры, сказки и другие диагностические методики

Оценить атмосферу в группе помогут некоторые простые психологические методы. Поиграйте в детский сад, пусть в него идут все звери и куклы. В процессе игры ребёнок почти наверняка повторит те слова, которые слышит от воспитателя и других работников. Чтобы выявить скрытые проблемы в жизни ребёнка директор по развитию демократической школы НОС Лика Крючкова советует использовать и сказкотерапию. «Этот приём настолько интуитивно понятен, что его легко применит и непрофессионал, – подчёркивает педагог. – Предложите ребёнку сочинить общую сказку, бережно направляя сюжет. Смоделируйте ситуацию, когда герой остаётся без семьи. В совместном сочинении сказки ребенок обязательно предъявит образы, которые владеют его сознанием. Можно не только проговаривать, но и рисовать или лепить образы».

Психолог Анна Быкова в книге «Мой ребёнок с удовольствием ходит в детский сад» рассказывает, что можно предложить нарисовать воспитателя и других детей… в виде цветочков. Если в этом упражнении все цветочки будут тёмными, это недобрый знак. Если бы ребёнок рисовал реалистичные картинки, можно было бы предположить, что воспитатель просто предпочитает одежду тёмного цвета. Но чёрных цветочков не бывает, а значит, ребёнок считает взрослого опасным и боится его.

Допрос с пристрастием

А вот чего делать не стоит, так это устраивать допрос с пристрастием. Если родители видят, что с детьми что-то неладно, то обычно начинают настойчиво расспрашивать: «Что случилось? Как дела в садике?». Но в ответ слышат только короткое и сухое: «Всё нормально». «Возможно, субъективно ребёнок не воспринимает ситуацию как неблагополучную, – говорит Павел Тарунтаев, – Или хочет попытаться справиться сам, или пока не готов этим делиться. И здесь вытягивать информацию – некорректно». Психолог советует попробовать задать те же вопросы позже, в другой обстановке, переформулировать их. Но настойчивость и навязчивость могут только напугать малыша.

Обращаемся к специалисту

Увлекаться диагностическими методиками на дому не стоит. Конечно, игра в детский сад поможет определить, насколько серьёзна проблема, и заслуживает ли она повышенного внимания. Но принимать решения на основе такой игры опрометчиво. «Без специального образования правильно трактовать результаты крайне затруднительно, – говорит психолог Павел Тарунтаев. – Можно поиграть с ребенком в детский сад, тщательнее обращая внимания на моменты сна, игры, занятий и пр. Но и здесь тоже необходимо быть очень осторожными, потому что фантазию никто не отменял».

 

Большую часть проблем или сложностей в детском саду решает общение с воспитателями. Но в равной степени не стоит как безоговорочно доверять педагогу, так и быть уверенным в своей правоте. Истина всегда где-то посередине. Бить тревогу стоит только в случае, когда пребывание в детском саду действительно опасно, например, на теле ребёнка появляются синяки и ссадины, он рассказывает о случаях физического или психологического насилия. Специалисты сходятся во мнении, что безопаснее сменить детский сад, а уже потом разбираться в ситуации. Но во всех остальных случаях достаточно обращения к детскому психологу.

 

Источник

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*

© 2021 Зеленоград ИНФО – ещё ближе к городу. Все права защищены.

04:2411 Апреля
 Вс, 2021
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru
WordPress: 60,39MB | MySQL:81 | 1,092sec