Новости Зеленограда, инфопортал Зеленоград ИНФО
Пятница, 22 Сентября, 2023 год
Главная » Медицина » В Мире » Что такое «реджио» – история рождения подхода

Что такое «реджио» – история рождения подхода


                                                    Что такое «реджио» -  история рождения подхода                                                В основе reggio-философии лежит гуманный взгляд на детство и образование, в целом. Эта философия базируется на врождённой любознательности детей и даёт им возможность познавать мир своим собственным способом.

В Италии в послевоенные годы жители городка Реджио – Эмилия захотели создать такие школы и сады, в которых личность развивалась бы свободной, творческой и критически-мыслящей, ведь они понимали, что «будущее зависит от настоящего наших детей». 

Лорис Малагуцци – вдохновитель и основатель первых садов в регионе Реджио Эмилия, говорил: 

«У ребенка сто языков, но у него крадут девяносто девять» 

В нынешних реалиях разнообразие форм самовыражения  часто не признается в мире взрослых. «Школа и культура отделяют голову от тела», то есть учат мыслить и чувствовать в узких заданных рамках. Чтобы этого избежать, реджио-философия предлагает помогать ребенку в его развитии, а не подгонять его под общие для всех требования. 

Так почему же итальянский Реджио – подход оказался  в пятёрке  лучших и самых активно развивающихся подходов к дошкольному образованию в мире? 

Ценности и основные принципы подхода 

Если кратко, то в реджио-подходе ценят ребёнка, как сильную, способную и гибкую личность с богатым потенциалом. 

Дети рассматриваются как личности, способные самообучаться и саморазвиваться. Роль взрослого – направлять их исследовательскую, познавательную, обучающую деятельность; не давать готовые ответы, а стимулировать самопознание и мышление, наблюдательность и умение анализировать, пытливость ума и желание делать открытия, используя все те возможности и инструменты, которые предоставляют природа и современный мир. 

Вот основные принципы реджио-подхода: 

Дети – не белый лист. 

Дети имеют право выбирать свою собственную траекторию развития. Подход отталкивается от интересов, способностей и потребностей детей, углубляя и расширяя природный потенциал. 

Педагогика слушания и участия

Роль взрослого – быть со-исследователем, проводником. Благодаря педагогическому наблюдению, взрослый может помогать детям создавать исследования вокруг интересов детей.

 

Концепция «ста языков ребёнка»

Свобода самовыражения и творчество без шаблонов. Цель подхода – научить использовать все познавательные возможности для самовыражения и создания новых путей решения.

Планирование и проектирование

Планирование в реджио-среде происходит спонтанно, исходя из интересов детей и вопросов, волнующих их сегодня. Такое планирование признаёт сомнения, вопросы и всегда остаётся гибким. На основе планирования рождаются проекты. 

Проекты — основа обучения в реджио-вдохновлённых детских садах. Проектная деятельность предполагает практическое исследование, где каждый участник вовлечён личным интересом и является со-автором направления исследования. 

Среда – третий учитель 

Развивающая среда – один из важнейших участников процесса. В среде есть много разнонаправленных материалов, позволяющих ребёнку всесторонне развиваться. Материалы, соответствующие возрасту, находятся в открытом доступе у детей

В чем преимущества реджио

Реджио-подход одновременно развивает в детях самостоятельность и умение сотрудничать с другими людьми. Дети учатся общаться и работать в команде. 

В чем еще преимущества подхода для детей?

Раскрываются и углубляются  таланты ребенка.Развивается творческое мышление и креативность.Появляется уважение к разнообразию и многогранности мира.Поднимается уровень навыков самоорганизации и самообслуживания. Растет инициативность и умение проявлять себя. Появляется способность аргументировать и рассуждать, мыслить критически.Развиваются софт-скилс  и навыки эмоциональнго интеллекта.Развивается эмпатия и социализация,  умение взаимодействовать группой. 

  • Общение взрослых с детьми в реджио-подходе сильно отличается от привычного нам формата.   Есть целый ряд «правил», которыми активно пользуются педагоги. Вот наиболее интересные правила:
  • Ребенка важно уважать и смотреть ему в глаза — маленький человек должен чувствовать, что он часть коллектива, что он ценен и важен.
  • Все правила нужно объяснять — ребенок не может сам догадываться, чего от него хочет старший, поэтому важно на примерах объяснять ему все правила и нормы поведения, а в конце всегда уточнять, понял ли он их.
  • Предлагать выбор и не торопить — реджио-педагоги знают, как подготовить детей к ситуации выбора и помогают им понять, что нет безвыходных ситуаций.
  • Не «неправильно», а «иначе» — если ребенок говорит, что небо красное, не нужно сразу исправлять его, лучше предложить порассуждать на тему того, каким бывает небо, а каким точно быть не может.
  • Обучение в любой момент — нет какого-то оптимального времени для получения знаний, ребенок может узнавать новое даже за обеденным столом, рассуждая над тем, почему суп такой температуры или консистенции, а не другой.

Где используется реджио

Реджио-философия нашла широкое применение в детских садах и образовательных учреждениях по всему миру. Помимо принципиально нового подхода к общению с детьми, в самих помещениях, где дети проводят большую часть времени, огромное количество предметов открытого назначения, стимулирующих зрительное и тактильное восприятие. Их интересно трогать, догадываться о происхождении, устройстве, использовать в играх.

Реджио-детские сады только начали появляться в России, но родители уже оценили их нестандартный подход к детям. « Мы наблюдаем тенденцию к гуманизации образования среди семей в России. Многие родители приходят к нам уже с запросом на эмоциональный комфорт, игру и развитие навыков софт-скиллс. Несмотря на это, у родителей все еще возникают вопросы: “как происходит выбор/не выбор?”, “чему они научатся?”, “будет ли ребенок готов к школе?”.

Мы понимаем истоки этих переживаний, поэтому команда “Подковы” уделяет много времени обратной связи, отвечает на вопросы, делится своими ценностями с новыми и старыми семьями, раскрывая принципы нашего подхода. Мы также организовываем совместные семейные выезды, праздники и интенсивы, чтобы родители становились полноправными участниками процесса.» — рассказывает основатель частного детского сада «Подкова».

В «Подкову» приходят дети с 2,5 лет. Благодаря реджио-подходу и чутким кураторам, специалисты  умеют сотрудничать, а не соперничать с родителями. Они совместно устанавливают стабильные эмоциональные связи ребенка с новыми людьми, создают чувство безопасности и тепла, эмоционального комфорта «как дома». В саду работают все принципы итальянской философии, и дети становятся полноправными участниками процесса своего развития — могут влиять на него и быть услышанными.

«Команда «Подковы» – это живой организм, где ценится личность и  потребности каждого. Расписание составляется кураторами в конце каждой недели, исходя из количества детей и процессов, запланированных в конкретный день. На одного взрослого приходится 5 детей, также утром к команде присоединяются  дополнительные специалисты, проводящие свои тематические погружения. Таким образом, специалисты имеют возможность выбирать уровень нагрузки, восстанавливаться и сохранять ресурс. Ритм дня устроен так, что у детей всегда есть выбор альтернативной деятельности, в разных локациях пространства. Погружения и проекты строятся вокруг интересов ребёнка, мы знаем, что каждая активность малыша значима для его развития. Освоение ключевых навыков и компетенций происходит через творчество, игру, исследования и проектную деятельность».

Реджио-подход помогает детям расти с уверенностью в себе и пониманием окружающего мира.

Источник

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*

© 2023 Зеленоград ИНФО – ещё ближе к городу. Все права защищены.

18:45 22 Сентября
 Пт, 2023
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru