Принято считать, что если определенный предмет не дается ребенку, то ему надо перестать лениться и взяться посерьезнее за учебу. Однако, не все так просто. Ребенок может искренне любить этот предмет и стремится получать новые знания, но одновременно бояться его. Эксперты онлайн-школы Skysmart рассказывают что может повлиять на формирование страха у детей перед предметом и как с этим бороться.
Страх учителя
Ребенок увлекается математикой, быстро усваивает новую информацию и без проблем выполняет домашнее задание. Но если во время урока учитель ведет себя так, что хочется спрятаться под парту, то вместо привязанности возникает отчужденность В голове ребенка начинает формироваться четкая ассоциация, что математика и преподаватель – одно “лицо”. Этот страх сильно демотивирует ребенка принимать какие-либо усилия, чтобы вникнуть в любой предмет.
К сожалению, не все учителя способны преподавать так, как бы нам хотелось. Но одно дело знания, другое – преподаватель. Важно, чтобы ребенок понимал эту разницу. Его задача учиться и получать новые знания, а учитель может и измениться со временем.
Страх ошибки
Никто не любит ошибаться, особенно в детском возрасте. Некоторые дети быстро забывают о допущенной ошибке, другие, наоборот, могут долго рефлексировать над каждым “промахом”. Это приводит к тому, что даже не начав решать уравнение, ребенок уже знает, что не справится. Как уведомление о новом сообщении на телефон, в его мозгу молниеносно всплывает мысль, что сейчас будет ошибка. Бороться с этим непросто. Поэтому важно, чтобы еще до школы ребенок научился осознанно относится к ошибкам. Видеть в них не препятствия, а возможности для развития. Так ему будет легче воспринимать и предмет. Не получилось решить задачу в этот раз, сделаю выводы и в следующий раз найду ответ.
Страх оценки
Пятерка – это хорошо. Двойка – плохо. Поэтому надо хорошо учиться. Такие наставления часто дают родители, готовя малыша к поступлению или по дороге в школу. В данном случае у ребенка может возникнуть ассоциация – если я получу плохую оценку по математике, я подведу маму.
Безусловно с детьми необходимо говорить об оценках. При этом важно донести мысль, что они никак не влияют на ваши отношения. Подчеркните, что оценки – всего лишь часть образовательного процесса, но они не определяют всю дальнейшую жизнь ребенка.
Страх не успевать за одноклассниками
Тревожность у ребенка может возникнуть и от того, что большая часть одноклассников быстро освоили новый урок, а он еще только старается вникнуть в услышанное. А когда преподаватель спросит все ли понятно, вместе со всеми кивает головой. Не хочется ведь показать, что отстаешь от других и упасть в их глазах. Эти же ощущения ребенок переносит на предмет и считает, что тот против него, так как с другими он дружит, а с ним нет.
Поговорите с ребенком и объясните, что учеба – это не спринт. Все люди с разной скоростью усваивают информацию и это нормально. А если малыш чувствует, что отстает, пусть не стесняется попросить позаниматься с ним.