Новости Зеленограда, инфопортал Зеленоград ИНФО
Пятница, 5 Декабря, 2025 год
Главная » Общество » Евгений Чирков: «Я поставил задачу вернуть светлый образ ЦДКЖ как одной из главных площадок Москвы»

Евгений Чирков: «Я поставил задачу вернуть светлый образ ЦДКЖ как одной из главных площадок Москвы»

Евгений Чирков стал директором ЦДКЖ всего 3,5 года назад, но за это время старейший зал Москвы буквально преобразился.


Евгений Чирков: «Я поставил задачу вернуть светлый образ ЦДКЖ как одной из главных площадок Москвы»


Самое, главное, что здесь закипела жизнь и забурлил творческий процесс. ЦДКЖ отметил свое 98-летие 28 ноября 2025 года. Это стало прекрасным поводом для того, чтобы поговорить с Евгением Чирковым о плодах его трудов.

– Евгений Сергеевич, вас можно поздравить как минимум по двум поводам! 28 ноября ЦДКЖ отпраздновал свое 98-летие. А совсем недавно хор ЦДКЖ «Голоса дорог» победил в Калининграде на конкурсе «Балтийский мир». Есть в этом и ваша заслуга.

–   Могу сказать, что года полтора назад я инициировал создание этого хора. Как человек, который с музыкой дружит, я испытывал огромное желание создать настоящий большой хор, а не междусобойчик из тех, кто просто пришел попеть. Тем более, сейчас есть тенденция создания таких коллективов — например, в «Почте России» и в «Сбере». Хоровое пение — одно из сложнейших искусств, и мне удалось привлечь к созданию «Голосов дорог» удивительного специалиста Ирину Карташеву. Мы кинули клич о создании хора, к нам пришли 170 человек. Мы их распределили по нескольким дням и начали прослушивать. Понятно, что любить петь и уметь это делать — разные вещи. В результате остались сначала 120 человек, а сейчас их около ста. Самое интересное, в процессе отбора выяснилось, что 16 человек имели музыкальное образование, и, в то же время, были сотрудниками РЖД. В результате сложился определенный костяк. Также Ирина Карташева пришла сюда еще и со своим коллективом New Tone, участники которого исполняют самую сложную барочную музыку (Гендель, Вивальди) плюс церковную музыку, как русскую, так и католическую и протестантскую. Хор у нас поет только, а капельно, инструментов нет, есть только камертон у дирижера. «Голоса дорог» занимал призовые места уже и на площадке Мариинки, много ездит по стране, причем — за свой счет, так же, как и делают костюмы. Они увлечены общим делом и влюблены в своего руководителя, поэтому у них все и получается.

– С какой программой выступает сейчас хор «Голоса дорог»?

– Это и русские народные вещи с притопами и прихлопами, и все что угодно — веселятся от души! Более того, у нас в репертуаре ЦДКЖ есть спектакль «Много шума из ничего», куда хор тоже интегрирован и исполняет на свадьбе и параллельно похоронах Геро номер на сцене живьем. У меня это вызвало настоящий восторг. Опять же, это была наша идея. Сначала я думал разместить их на балконах. Нечто подобное было в «Шуте Балакиреве» у Марка Захарова на балконах в Ленкоме, но очень давно и неправда (смеется).

– Но у вас же в ЦДКЖ есть не только свой хор, но и студия эстрадного вокала…

– Начнем с того, что когда я сюда пришел 3,5 года, здесь не было ни одного руководителя коллективов, все было посокращено. ЦДКЖ был площадкой для сдачи в аренду, а не дом культуры — некое девелоперское заведение. Мы потратили примерно год на то, чтобы здесь изменить штатное расписание и ввести должности руководителей коллективов, Наши штатные работники — Ирина Карташева, в числе руководителей у нас Николай Мерзликин — сильный аранжировщик с консерваторским образованием и классный джаз-роковый пианист, который руководит у нас двумя рок-группами. Одну из них сделал я, поскольку мне это очень близко. Я этим занимаюсь всю жизнь — видите, у меня там стоит гитара? Мы играем только свою музыку, и она у нас довольно сложная. Есть у нас и отличный хореографический коллектив «МноЖЕСТво» под руководством Екатерины Блошенко — прекрасной балерины и грамотного специалиста. Мне очень нравится то, что они делают — такой современный танец. Плюс народный коллектив «Кудринка» под руководством Ирины Сальниковой и вокальный коллектив, который ведет оперная певица Наталья Громова. Туда просто стоит очередь с крыльца, потому что все хотят петь, так как не всем дано многоголосие. Как человек, всю жизнь занимающийся академическим пением, я знаю, насколько это сложно — надо постоянно работать над этим. Есть у нас и детский вокальный коллектив и любительский театр, которым руководит Николай Малаев. У них прошла премьера спектакля «Не покидай меня» о войне по Борису Васильеву. Народ просто рыдал. Подчеркну, что все участники коллективов, кроме детей — сотрудники РЖД!

– Расскажите, пожалуйста, о вашей рок-группе. Как она называется?

– Названия у нас нет, материал сложный. Играем прогрессив-рок. Поскольку я любитель Pink Floyd, мы используем в песнях непростой гармонический ряд — бемоли и диезы, будь они прокляты (улыбается). Это интересные созвучия, мы любим, когда бас-гитара играет одну ноту, гитара — другую, клавишные — третью. В общем, ищем звуки, ищем гармонии, нам нравится, занимаемся любимым делом.

– Кто создает материал?

– Бас-гитарист Виталий Кузин у нас пишет тексты, буквально на днях он защищает, кстати, диссертацию по экономике. Руководитель Николай Мерзликин аранжирует материал. Клавишные партии у него фантастические, и его задумки стоят дорогого. Я же играю на ритм- гитаре и придумываю музыку. Поем только на русском. Я даже переводил в свое время Pink Floyd, и мы их тоже пели по-русски. Наша команда скептически относится к переигрыванию чужого материала (каверов).

Во времена моей молодости, когда я рос в Обнинске, играть чужую музыку считалось неприличным. Мы стараемся играть свою музыку потому что это, во-первых, классно, во-вторых — именно это называется творчеством. Я не возражаю, пусть кавер-группы развлекаются, как хотят, у каждого свои погремушки, но какой в этом кайф?

Что касается нашей группы, то у нас есть песни, где я вообще пою поставленным баритональным тембром, мне это тоже очень нравится, это дополнительная фишка. У нас уже есть опыт сольных концертов, но это не основная цель. Скорее, ставим цель зайти в студию. Сейчас мы наработаем материал и попытаемся качественно его записать.

– Вы упоминали ранее о том, что в Обнинске была разветвленная структура кружков при ДК. Какие из них вы посещали?

– В Обнинске было три дома культуры. Три их директора были самыми уважаемыми людьми в городе. Я начинал с народных танцев, потом стал осваивать гитару, а в 9-м классе у нас появилась своя группа. Уже через год нас забрали в один из ДК – Физико-энергетического института, где уже мы начали развлекаться по полной. Участвовали мы и в знаменитом Обнинском народном театре, куда даже однажды приезжал Марк Захаров на стажировку. Мы делали зонг-спектакли по образцу Ленкома «Жестокие игры» Алекcея Арбузова и «Любовь, джаз и черт» Юозаса Грушаса. Все они были роковой направленности. У нас был прекрасный руководитель Сан Саныч Арзамасцев, с которым мы ставили «Трех мушкетеров». Он был классическим дирижером, но ушел в рок-музыку. Он написал свою музыку на те же тексты, что и в советском фильме «Три мушкетера». Этот спектакль мы ставили с великолепнейшим балетом качества а ля Ансамбль Игоря Моисеева. Я пел там три партии — де Тревиля, Портоса и Ришелье и, естественно, играл на гитаре. Не сильно это все помогало мне в школе, откуда меня то выгоняли, то брали обратно (смеется).

– Параллельно вы занимались еще и спортом…

– Я легкоатлет, добился серьезных успехов на длинных дистанциях. Всю жизнь занимаюсь волейболом. Хорошо стреляю, видите — у меня даже мишень в кабинете стоит! До сих пор стараюсь держать себя в форме.

– А как вы вообще оказались в РЖД?

– Я учился в МИФИ, куда поступил сразу после школы. Нравилось мне там не очень — я окончил два курса, и мне стало дико скучно. Получилось так, что я окончил самые тяжелые курсы, а потом мой одноклассник уговорил за компанию с ним поступить в одно из ленинградских училищ МВД. Поехали, я там окончил училище, а потом и академию в Москве. Служил на Севере в Карелии, вернулся сюда, работал за границей, после чего уже меня пригласили работать в РЖД. Здесь я трудился на довольно высоком посту — первым замначальника департамента 10 лет. А потом я путем долгих «махинаций и интриг» проник туда, куда я хотел с самого начала (улыбается).

– То есть творческая жилка в вас возобладала?

– Я всегда хотел этим заниматься. Когда я пришел в РЖД и первый раз побывал в ЦДКЖ, я себе сказал: я буду здесь работать!

– Какие мероприятия, которые вы посещали в ЦДКЖ до того, как его возглавили, вам особенно запомнились?

– Конечно, наша команда постоянно организовывает различные мероприятия в области культуры корпоративных мероприятиях. Также делали и большие творческие проекты на всю сеть железных дорог — от Калининграда до Владивостока. В 2015 году мы создали большой проект к 70-летию Великой Победы «Созвездие городов-героев». Придумали название и стали показывать спектакли-концерты в каждом городе-герое. Начали с Мурманска, в день снятия блокады были в Санкт-Петербурге, была, конечно, и Москва. Потом к нам обратился Екатеринбург: а почему нас нет, мы же столица тыла? Поехали туда, потом с подобной инициативой к нам обратился и Курск. Вскоре мы взяли и отправились в Крым. И мы были первыми в Крыму с подобным проектом еще в апреле 2015 года, дав концерты в Севастополе, Ялте и Керчи. В Севастополе, как только заиграла музыка, и мы вышли на сцену, я сказал: здравствуйте, земляки, зал встал и с середины концерта уже не садился! Режиссером был Максим Аксенов, который сейчас трудится в ЦДКЖ заместителем директора по режиссерско-постановочной работе. Потом была прекрасная Ялта с театром Чехова. Приехали в Керчь, а там был холод, дворец культуры стоял без отопления, город убитый. В зале сидели участники войны, я им поклонился, и зал встал. Было ощущение, что от больше не садился. Очень памятно было в Волгограде, когда в зал на 600 человек набилось больше тысячи, и МЧС хотели уже все остановить. Зал тоже стоял, и тогда я понял, что не зря я все это делаю и насколько все это живо в нас. Мой отец воевал, и теперь каждый год мы делаем отдельную программу ко Дню Победы, получили за один из наших спектаклей «Письма с фронта» грант Минкульта. Не добрали буквально полбалла ПФКИ за проект «Память, застывшая в камне». Такими вещами мы занимаемся в постоянном режиме.

– Замечательно, что вы делаете эксклюзивные постановки. Сейчас у вас появился необычный спектакль «Много шума из ничего» по одноименной пьесе Уильяма Шекспира.

– Возникла идея вернуть светлый образ ЦДКЖ как одной из четырех главных площадок Москвы. Это было очень сложно сделать в условиях, когда здесь 15 лет шла антреприза зачастую не самого лучшего качества. Так у меня появилась идея провести здесь «Квартирник у Маргулиса», MuzLoft. С одним их наших партнеров по постановке «Укрощение строптивой» мы и решили делать спектакль «Много шума из ничего», но несколько на современный лад. Мы долго подбирали актеров — к сожалению, молодое поколение артистов бывает очень слабым, говорят плохо, из ста человек с трудом выбрали десяток. Но у нас уже здесь есть звездочки — Максим Аксенов, Вячеслав Гулевицкий, Ксения Мери. Мы придумали очень интересную фабулу, но с первой попытки ошиблись в режиссере, который интерпретировал пьесу тягомотно и неинтересно. Но сейчас получилось именно то, что я и хотел! Первое отделение — тим-билдинг в компании, где сложились совершенно разные отношения между людьми. В приказном порядке там раздают роли в постановке по Шекспиру («будешь плохо играть — выгоню с работы»). Во втором отделении все уже погружаются в Уильяма Шекспира. Незаметно для них исчезают листки с текстами, пропадают из рук телефоны и появляются элементы исторических костюмов. С последней трети первого действия — это уже чистый Шекспир, слово в слово, в хорошем переводе. В конце тренеры говорят: стоп, время вышло, но актеры требуют доиграть. Идея золотая, мы ее все время пытаемся подтянуть к идеалу, которого, как известно, не бывает. Но мы стараемся!

– Отзывы об этом спектакле уже есть?

–   Как и должно быть, отзывы разные, но больше положительных. Такие вещи трудно продаются. Когда люди идут на подобный спектакль в государственный театр, то театр сам себя продает. А здесь люди идут на лица. Если у тебя в постановке нет «паровозов», типа Марии Ароновой и Олеси Железняк, то зритель сто раз подумает, прежде чем идти «на Шекспира, которого я уже видел». А вот не видел!

– Много говорено про антрепризы, некоторые из которых действительно оставляют желать лучше, но отказываться от них совсем тоже нельзя. Как сейчас с ними обстоит дело в ЦДКЖ?

– У меня есть план по доходам, которого ни в одном из театров Москвы. Если план не выполнен, я не получаю третью часть зарплаты вместе со своим коллективом. Поэтому мы работаем с антрепренерами так, что очередь из них выстраивается к нам уже за год, но тут надо искать баланс между финансовой надежностью и качеством, а это не всегда совмещается. Некоторые антрепризы повысили свой уровень. Я же тюкаю по темечку, если у людей, например, «тряпочки» вместо декораций. Потом приходишь, а декорации уже кардинально изменились в лучшую сторону. Встречаются хорошие постановке и в антрепризе, но это скорее исключение. Зато у нас до отказа забиты репетиционные зоны. Сейчас если после 19-ти часов пройтись по периметру ЦДКЖ, то можно увидеть, что все они забиты сверху донизу. Все летает, поет, бегает и топает. Сейчас у нас просто не хватает аудиторий, а раньше они просто стояли пустыми.

– К лучшему изменились и музыкальные мероприятия в ЦДКЖ. Вы упоминали «Квартирник у Маргулиса» и MuzLoft. А буквально сегодня у вас выступит Александр Пушной, который удачно совмещает каверы с авторским творчеством.

– Александр Пушной очень сильный музыкант. Конечно, и его программа «Рок жив» очень интересная. Но мы живем в условиях дефицита хороших рок-команд в Москве. Я не знаю куда они делись, но их нет. Я ходил на съемки «Квартирника у Маргулиса», где как только вижу хорошую группу, то понимаю, что музыкантам уже за 50-60. Как была у нас одна рок-группа на все времена «Ария», так и осталась. Прочие даже рядом не стояли.

– Тем не менее, у вас появляются все новые музыкальные мероприятия.

– 11 декабря мы представим в ЦДКЖ даже классическую оперетту «Мистер Х» с артистами Московской оперетты. В свое время я перепел всего Имре Кальмана и до сих пор помню наизусть эти партии. Посмотрим на реакцию зрителей. Как жанр оперетта сильно забыта и забита. Также у нас выступил Александр Малинин, который собирает большие залы и вообще очень трудолюбивый человек, к тому же хорошо сохранил себя физически, работая абсолютно честно.

– Но у вас не только проходят концерты, а еще и открыта необычная выставка подстаканников в фойе ЦДКЖ.

– Это коллекция моего коллеги из Департамента по социальному развитию ЦДКЖ Андрея Гаревских. У него несколько интересных выставок, экспонаты которых он периодически меняет Андрей еще собирает фонари «Летучие мыши». Мы, конечно, дали ему площадку.

– Можно ли считать мероприятие к 98-летию ЦДКЖ с участием хора «Голоса дорог», вашей рок-группы и всех остальных коллективов некой генеральной репетицией к грядущему столетию ЦДКЖ?

– К столетию мы вообще придумаем что-нибудь особенное! А 98-летие — это скорее творческий отчет наших коллективов для себя самих. Мы позвали людей, кто пришел — тот и пришел. А прежде, чем думать о столетии, нам надо сначала поменять кресла в зале. Мы обновили сценический свет, звук, приобрели светодиодный экран последнего поколения — так что мы потихонечку обновляемся.

Беседовали

Денис Ступников,

Григорий Погосян.

Источник

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*

© 2025 Зеленоград ИНФО – ещё ближе к городу. Все права защищены.

16:25 5 Декабря
 Пт, 2025
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru