Новости Зеленограда, инфопортал Зеленоград ИНФО
Воскресенье, 13 Июля, 2025 год
Главная » Общество » В Зеленограде » На каждом посту – не жалеть себя

На каждом посту – не жалеть себя

На каждом посту – не жалеть себя

Работы зеленоградского фотографа – репортера, художника Вячеслава Киселева – знают далеко не только в Зеленограде. Он работал спецкором ТАСС, вел фоторепортажи из Афганистана. Вся история становления Зеленограда, который строился на его глазах, запечатлена в его снимках.

Но сегодня разговор – не о нем. О его отце – Петре Киселеве.

В семье у деда и бабушки Вячеслава было шестеро детей – пять сыновей и дочь. Поначалу жили они в Москве, у Дорогомиловской заставы, но ютились, как многие, в коммуналке. Квартирный вопрос стоял остро, но такие семьи, конечно, старались обеспечивать жильем в первую очередь. Вот и выпал им счастливый билет – пусть не в Москву, а все ж недалеко, в поселок Алабушево, в свой дом.

Там они и встретили войну.

Двоих старших сыновей призвали на фронт сразу же. Третий, Петр, – отец Вячеслава, – немного не дотягивал по возрасту. И, как многие ребята того времени, недолго думая, приписал в метриках сразу два года. И 26 июля 1941 года также был призван. А поскольку имел среднее образование (по тем временам это было очень неплохо!), то был направлен на курсы младших командиров, которые окончил через три месяца.

Младшим дядьям воевать не довелось – возрастом не вышли. Но они вспоминали, как немцы, отступая, полностью сожгли весь их родной поселок Алабушево.

На курсы ушло три месяца. А затем – в Москву. И началась муштра: построения, парадные марши, перестроения – днем и ночью, в части, отгороженной от любопытных глаз высоким забором. Солдаты недоумевали: нас воевать учить будут или маршировать?

Только в начале ноября им сообщили: будете участвовать в торжественном параде на Красной площади 7 ноября. В этот день Гитлер хотел провести свои войска по сердцу Москвы. А маршем прошли наши солдаты.

Военно-политическое значение проведения парада было огромно. Неудивительно, что подготовка к нему шла в глубокой тайне, чтобы не прознали фашисты. И диверсанты, и авиация у врага работали профессионально. По счастью, погода в праздничный день была совсем нелетная: густой снег осыпал Москву.

Многие подразделения и части прямо с парада грузились в эшелоны и отправлялись на станцию Сходня. А оттуда, уже пешком, своим ходом – в район станции Крюково, где в те дни решалась судьба битвы за Москву.

Но отец Вячеслава в составе своей части получил другое направление – на Калининский фронт, под Ржев.

Ржевская битва – одна из самых кровопролитных в истории Великой Отечественной войны. Наши войска в боях с самой боеспособной и опытной армией мира сами набирались опыта. Да, дорогой ценой. Но главную задачу выполнили: немцы так и не решились перебросить с ржевского направления резервы под Сталинград.

В феврале 1942 года взводу тогда еще старшего сержанта Киселева предстоял очередной бой. Командир поднял руку, командуя «В атаку!»… но в этот момент рука повисла, как сломанная ветвь. Осколок вражеской мины не только порвал мышцы и сухожилия, но и перебил кость.

Перетянув рану, комвзвода сумел все-таки поднять своих бойцов, а сам надолго угодил в госпиталь. «Если бы не эта рана – может, и не довелось бы вернуться», – вспоминал он. Из первого состава взвода, которым командовал Петр Киселев, к концу войны не уцелел никто.

За этот бой старший сержант был удостоен медали «За боевые заслуги».

После долгого восстановления – снова на фронт, то же самое опасное направление: Смоленск, Белоруссия, Восточная Пруссия (Кенигсберг).

В 1943 году, снова проходя лечение после очередного ранения, Петр Киселев – уже лейтенант, командовавший ротой, – женился на медсестре Розе Васильевне. И снова, после короткой побывки, супруга провожает мужа на фронт, не зная, вернется ли?

1944 год. Война неудержимо катится к концу, но враг еще крепок. Фашисты понимают: за то, что они натворили в Белоруссии, на Украине, в России – пощады им не будет. Поэтому оборонялись отчаянно.

Но в этом году советская армия перешла границу Германии в районе Кёнигсберга. И одной из первых это сделала рота, которой командовал Петр Киселев. Награды получили все бойцы, а на груди комроты появился орден Красной звезды.

Потом было еще ранение – на этот раз легкое.

А в марте 1945 лейтенант Киселев командовал уже батальоном. До Победы – всего два месяца. Но Победу он встретил снова в госпитале.

Батальон получил ответственное задание: взять укрепленную дачу Риббентропа недалеко от Кёнигсберга. Дача высшего руководства рейха – это не дощатый домик на шести сотках. Это родовой замок, оборудованный огневыми точками, бетонированными бункерами: настоящий укрепрайон в миниатюре. Сам Риббентроп был в Берлине, но отборные подразделения, охранявшие замок, представляли опасность. Раздавить это осиное гнездо поручили батальону Киселева. Этот бой стал дня него последним в ходе войны. Очередь вражеского пулемета разворотила живот, со страшными повреждениями внутренних органов.

Врачи десятками накладывали швы… на операционном столе лейтенант выжил. Но ранения в живот были не только мучительны, но и очень часто даже после успешных операций приводили к смертельному исходу. Так что в какой-то момент Петр даже подумывал о том, чтобы поторопить смерть… Но его перевели в хороший госпиталь в Подмосковье, а там – приехала любимая. Она по-прежнему работала медсестрой, каждый раз после ранений отправляла мужа снова в пекло боев. В госпиталь, куда попал Петр, она перевелась специально – быть поближе к мужу. И вытащила супруга из депрессии, выхаживала его почти год.

А последний бой Петра Киселева также не остался неотмеченным: орден Великой Отечественной войны пополнил список его наград. Ведь, несмотря на ранение командира, батальон задачу выполнил: «заноза», дача Риббентропа была взята.

Пять ранений получил за время боев Петр Киселев, в том числе – тяжелейшее, последнее. Разумеется, после этого он был начисто комиссован по состоянию здоровья и направлен на работу в родное, уже восстановленное Алабушево, в Солнечногорский район Подмосковья.

В 1946 году у пары родился первенец – старший брат Вячеслава Киселева. Сам Вячеслав появился на свет в 1948 году.

Воспитание сыновьям отец дал патриотическое – и строгое: бывало, за ослушание и шалости ремнем поучал. Но дети не обижались. Отец был строг, но справедлив.

Теперь уже вспоминает сам Вячеслав:

– Мы здесь все окопы, все блиндажи знали, все воронки от снарядов и бомб. Находили гранаты, винтовки, каски, осколки, штык-ножи… Последние, особенно из стали Zollingen, высоко ценились местной детворой за качество и прочность.

Но паче всякой памяти Вячеслав Петрович хранит боевые награды отца. В числе которых, кроме уже названных и не названных, особое место занимает медаль «За победу над Германией».

Все, кто беседовал с фронтовиками, разумеется, расспрашивали о войне. Но ответ, как правило, был всегда один: они не любили об этом вспоминать. Как приходилось подниматься в атаку под шквальным минометным огнем, как на глазах гибли боевые товарищи. Воспоминания оставались, но сейчас надо было строить мирную жизнь.

Отец сначала работал на «стекляшке» – пуговичной фабрике, которая тогда находилась на территории нынешнего 9-го микрорайона, а затем, с ростом Зеленограда, переехала в Западную промзону.

В конце 50-х годов Петра Киселева выдвинули на должность председателя исполкома Алабушевского сельсовета. Причем в состав сельсовета входил и ряд других окрестных деревень: Матушкино, Александровка, Жилино, Дедёшино. На своем служебном «Москвиче-401» председатель объездил все окрестные места. Жители с большим уважением относились к нему. Он много сделал для сельчан, в частности, провел водопровод – при нем на улицах села появились водоразборные колонки.

Мама от своего мужа-героя не отставала. В течение семи созывов она была депутатом городского совета Солнечногорска. Она пробила решение о газификации поселка Алабушево.

В 1958 году постановлением Совмина СССР было начато строительство города в районе станции Крюково Октябрьской железной дороги. На долю председателя выпала непростая работа по межеванию земель под территории нового строительства. В частности, в состав города-Спутника (тогда еще не было названия Зеленоград) отходила правая (от железной дороги, по направлению на Ленинград) часть села Алабушево. Ныне там размещается промзона Особой экономической зоны «Технополис Москва».

Петр Киселев ушел из жизни всего в 43 года – сказались последствия тяжелых ранений, полученных на фронтах войны, особенно самого последнего, после которого он выкарабкался чудом – с помощью врачей и при поддержке своей супруги. Кстати, уже после войны он нашел того хирурга, который сшивал развороченные внутренности бойца. А военврач думал: того лейтенанта давно в живых нету, с такими ранениями не выживают…

Но и на посту председателя совета Киселев не жалел себя, до конца отдаваясь порученному (а точнее, доверенному народом) делу.

Источник

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*

© 2025 Зеленоград ИНФО – ещё ближе к городу. Все права защищены.

16:12 13 Июля
 Вс, 2025
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru